Найти тему
Согласен с вами

Грузия сегодня. Анекдот: США построили в Грузии порт для России

Удивительная история складывается в приморском Поти, где помпезно в январе 2022 года открывали обновленный порт, половину стоимости которого (около $50.000.000) оплатила америкаснкая финансовая корпорация международного развития (DFC). Примерно пол года ничего не предвещало беды, покуда министр экономики Армении Ваан Керобян не анонсировал скорый запуск паромной переправы, связывающей грузинский черноморский порт Поти с российским портом Кавказ у самого Крымского моста. Армения возлагала большие надежды на работу этого порта, поскольку жизненно важный товарный путь из России в Ереван пролегал через злополучный Верхний Ларс со стокилометровыми пробками. Теперь же у многих возник вопрос: насколько адекватно позволять российским судам заходить в порт Поти, реновация которого оплачена американцами? С одной стороны, если везут несанкционные товары, препятствий для их прибытия в Поти быть не должно. Да и что греха таить, российские поставки будут направлены и в саму Грузию, которая закупает более 90% необходимого стране зерна именно в России. С другой стороны, США не сможет пользоваться портом ни с торговыми целями, ни с военными из-за его удаленности и близости к границам России. Возлагались надежды на то, что Евросоюз через румынскую Констанцу и болгарскую Варну будет направлять товары через Грузию напрямую в Азию именно через порт Поти. Однако, энергетический кризис 2022 года поставил под удар всю экономику Европы, а следовательно, начал медленно рушить планы создать товарный коридор в обход России.

Получается, что основными выгодополучателями нового порта останутся Грузия и Россия. При этом России не особо важно наличие или отсутствие такого порта в Грузии. Единственным условием Москвы остается демилиторизованный статус грузинского побережья. Ведь еще при Саакашвили строились планы построить глубоководный порт в Анаклиа, о котором бывший спецпредставитель Госдепартамента по Украине Курт Волкер заявил, что он сможет принимать подводные лодки НАТО. Но сама эта идея оказалась провальной, как и все правление Саакашвили. Так что обновленный порт в Поти, даже если и будет представлять собой аналоговый путь из Европы в Азию, не сыграет существенной роли в геополитических планах Москвы. Чего не скажешь о Турции! Ведь именно эта страна является основным коридором товарообмена между Западом и Востоком. В связи с чем появление любых конкурентных способов передвижения грузов вызывает неудовольвтсие в Анкаре, поскольку уменьшит прибыль от транзита через территорию страны. Но не стоит обольщаться и желанием Европы осуществлять торговлю с Китаем в обход России. Южнокавказский коридор хоть и является альтернативой, но все же крайне неудобной для европейцев. Фактически компаниям придется осуществлять несколько морских погрузок и разгрузок в портах Румынии, Болгарии, Грузии, Азербайджана и далее, после чего так или иначе товарам придется пересекать территорию Ирана. Или же идти в Среднюю Азию, все еще остающуюся "на орбите Кремля". Другими словами, морской путь через Суэцкий канал все еще выгоднее для европейцев, чем путь через Кавказ. Отсюда следует, что перспекивы у порта Поти и есть, но не такие масштабные, как их рисуют политики.

Для Европы гораздо важнее в этом году не отдавать, а получать. Порт в Поти будет играть важную роль в транзите нефти из Азербайджана. И в первую очередь в этом заинтересованы как раз Румыния и Боглария, последняя из которых осталась вообще без поставок топлива из России. Но опять нужно отметить, что в этом не заинтересована вовсе Турция, которая будет стараться сохранить роль важнейшей транзитной страны как для азербайджанских нефти и газа, так и для российских. Отсюда следует, что поставки нефти через Грузию не будут идти в ущерб поставкам нефти через Турцию. А учитывая тот неоспоримый факт, что Баку ориентируется во всем на мнение Анкары, можно предположить, что отношения с Тбилиси могут вообще быть испорчены топливным вопросом. В случае сохранения Эрдоганом под собою кресла президента страны на предстоящих выборах, сближение с Кремлем и лично Путиным продолжится, а это ставит крест на любых попытках усиления позиций Европы и США на Кавказе. В том числе и экономических. Так то современный порт в Поти - это хорошая инициатива, но для американцев вообще недальновидная. Правда, сотит отметить, что сами американцы вовсе не предполагали такой исход событий, поскольку строительство нового порта началось еще в 2019 году, когда не прошли даже скандальные выборы в Грузии, укрепившие места правящей Грузинской мечты. А само открытие состоялось в присутствии скандального посла США в Грузии Дегнан. Впрочем, вскоре ее миссия провалилась. Так что мы вполне можем ожидать высылки посла США из Грузии до конца года из-за нарастающего конфликта между нею и правящей партией. Так что инвестиции DFC оказались убыточными. Как и попытки втянуть Грузию в новую войну с Россией. Очевидно, что и порт в Поти планировалось сделать площадкой для переброски вооружения, но и этим планам не дано стать реальностью.

Однако грузины могут еще воспользоваться шансом усилить отношения с Китаем, с которым товарооборот уже превышает миллиард долларов за текущие полгода, что в будущем может вывести его на второе место, обогнав Россию, но еще уступая товарообороту с Турцией. Свободная индустриальная зона Хуалинг (Hualing) занимает в Грузии почти 60га и в будущем будет только разрастаться. К тому же выгодное положение Грузии между Россией, Турцией и Ираном, а также относительная независимость от окружающих стран, позволит Пекину навязывать свою политику Тбилиси, получая более выгодные условия, чем в соседних странах. Однако, даже такие перспективы откаладываются из-за грядущего финансового, экономического, топливного и продовольственного кризиса. Да и сама политическая ситуация в Грузии остается нестабильной, что откровенно пугает инвесторов. Объявленные оппозицией митинги и забастовки по всей Грузии, проспонсированные Западом, наносят непоправимый ущерб репутации страны, как надежного партнера. О какой надежности может идти речь, если уже в следующем году власть в стране может кардинально поменяться, причем насильственным путем? Так что прежде, чем смотреть в ясное будущее, правительству Грузии следовало бы разобраться с мутным настоящим. А оно же в свою очередь буквально зациклено на политических вопросах, упуская из виду тот факт, что население находится на пороге катастрофы. Инфляция, рост цен, проблема с беженцами - на все это закрывают глаза, делая вид, что все хорошо. Но предпринимать меры нужно уже сейчас, иначе вскоре будет слишком поздно. Будет слишком поздно брыть под контроль цены на бензин и продукты, потому что это приведет к резкому дефициту. Будет слишком поздно повышать беженцам пособия, потому что их не хватит ни на отопление, ни на продукты. Да и нищенствующее население будет недовольно "братьями укринцами", отбирающими последнее. В конце 2022 года всем нам будет уже не до смеха.

Сулико Горишвили

Читайте также:

Грузия в цифрах. На краю пропасти
Грузия сегодня6 июля 2022
Грузия сегодня. Грузия и США: от любви до ненависти
Грузия сегодня20 июня 2022