Найти тему

Личные границы ребёнка. Выстроить и защитить.

Привет, дорогой родитель. Сегодня хочу поговорить о границах ребёнка.

Психологические границы личности - важный показатель личностного здоровья и благополучия человека. Что же такое психологические границы? Это понимание собственного "Я", как отдельной личности, где мы, а где другие, что мы можем выбирать, а что нет. Что чувствуем в текущий момент, на что есть силы, а на что нет ни сил ни возможности. В конце концов, что мы хотим, а что не хотим.

Выделяют 5 видов границ: физические, пространственные, эмоциональные, временные, право собственности.

Конечно же первыми, кто нарушает все виды границ ребёнка - это родители. Возможно вы и узнаете себя в следующих ситуациях нарушения границ.

1. Физические: применять физические наказания, заставлять есть, одевать ту или иную одежду, заставлять целоваться и обниматься, если ребенок не хочет, мешать спать или заставлять спать.

2. Пространственные: «не лазай, не ползай, не бегай» или заходить без стука в комнату ребёнка, заглядывать в ванную или туалет, проверять телефоны, компьютеры, карманы.

3. Право собственности: брать или отдавать детские игрушки, выкидывать личные вещи без разрешения ребёнка, указывать как пользоваться той или иной вещью.

4. Эмоциональные: заставлять рассказывать обо всем, заставлять слушать то, что ребёнок не хочет, игнорировать и обесценивать его чувства («не злись, не плачь, не ной»), повышать голос, оскорблять, выбирать за ребёнка кружки.

5. Временные: опаздывать, резко менять планы и требовать их немедленно выполнения, следовать именно вашему плану: «сначала обязательно сделай уроки».

Узнали?

Как же можно изменить сложившуюся ситуацию? Я рекомендую:

  • уважать и принимать право ребенка иметь свое мнение;
  • позволяйте делать выбор или участвовать в обсуждении вопросов, которые относятся к границам ребенка
  • разрешать иметь, принимать и выражать все без исключения чувства, учить ребенка распознавать свои чувства и чувства других;
  • позволять ребёнку сталкиваться с последствиями собственного выбора;
  • учить ребёнка планировать дела и стараться придерживаться режима;
  • давать возможность ребёнку пользоваться его личными вещами так, как он хочет;
  • четко говорить «нет» и соблюдать договоренности;
  • исключить физические наказания, крики, оскорбления;
  • никогда не сравнивать ребёнка с другими;
  • не вторгаться в жизнь ребёнка под предлогом заботы.

Конечно, каждый родитель хочет для своего ребенка безопасного и комфортного будущего. Будущего, в котором, на предложенные наркотики он скажет «нет», где в случае психологического давления и опасности сможет за себя постоять, где он никогда и ни при каких обстоятельствах не подвернется обману или насилию.

Для этого ребенку важно иметь круг близких людей, которым он может доверять. Всем, кто находится за пределами круга, ребенок ничего не должен и не обязан. Поэтому необходимо научить ребенка, что незнакомые взрослые никогда не должны обращаться за помощью к детям, а ребенок имеет права им отказывать. Схематично круги общения выглядят так:

Центр круга, это "Я" и личное пространство.

Второй круг "Семья". Это – зона близких родственников, первый круг доверия. Бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры — впишите сюда всех, ко­му вы сами доверяете.

С этими людьми тоже безопасно, с ними ну­жно быть вежливым, отвечать на расспросы, можно разрешать се­бя обнимать, целовать — если хочется. Можно принимать угощения, подарки, помогать. Но, если кто-то из них предлагает куда-то идти, — сначала нуж­но спрашивать разреш­ение у родителей. Если бабушка говорит одно, а мама — другое, мамино слово в приоритете.

Третий круг доверия "Знакомые" – это воспитатели, учителя, тренеры, друзья родителей, друзья детей.

Люди, с которым важно быть вежливыми, можно разговаривать, но на подробные рассп­росы о семье можно не отвечать. Чтобы куда-то пойти с кем-то из них — обязательно нужно разрешение родителей. Можно принимать угощения. Прикасаться эти люди могут, только если ребе­нок не против. Помогать им можно, если помощь по силам ребенку.

Четвёртый круг — соседи, врачи, дальние знакомые, продавцы и т.п.

С ними важно быть вежливым (здороваться, прощаться и говорить спасибо). На расспросы можно не отвечать. Принимать угощения — если ро­дители разрешат. Тро­гать ребенка могут только по необходимости в присутствии родителя (врачи).

Никуда уходить с ними нельзя. Люди из этого круга обычно не просят помощи у детей, если это происходит — обязательно рассказать родителям.

Пятый круг "Незнакомцы" - это все остальные люди.

С ними можно не разговаривать. Ни в коем случае не принимать угощений и подарков, никуда не уходить, отказываться, если просят ребенка о помощи. В нормальной ситуации взрослый не будет просить незнакомого ребенка помочь ему, он должен обратиться к другому взрослому.

А ваши дети знают о личных границах? И часто ли вы их нарушаете?