Видоискатель — окошко, через которое фотограф смотрит на мир. По крайней мере в те моменты, когда снимает. Бывают видоискатели, которые действительно представляют собой просто дырку в корпусе, закрытую стёклами, бывают более сложные конструкции с зеркалами. Бывают те, которые только делают вид, что они отверстие, когда на самом деле они — экран. Подробнее о разных видоискателях читайте в этом тексте.
Оптические видоискатели
Зеркальный видоискатель
Самый распространённый из оптических видоискателей на сегодняшний день. Конструкция видоискателя практически такая же, как и была во времена плёночных зеркалок. Свет проходит через объектив камеры, и попадает на зеркало (1). Большая часть света отражается от зеркала, попадает в пентапризму (3) и попадает в глаз фотографа через окуляр (2). Ну а небольшая часть светового пучка проходит через полупрозрачную область в центре зеркал (1), и при помощи маленького подвижного зеркальца попадает на датчики автофокуса (5).
Матрица (4) и затвор находятся за зеркалом, и свет на них не попадает. Когда фотограф нажимает на спуск, в зеркальной камере сперва складывается наверх зеркало, освобождая путь свету, а потом открывается затвор и свет попадает на матрицу.
Так как свет идёт через объектив, мы видим то же самое, что увидит матрица. Если камера сильно промахнулась по фокусу, картинка в видоискателе будет нерезкой. Если на объектив установлен фильтр — вы видите, какой эффект он даёт.
Заглянув в видоискатель зеркалки, мы увидим примерно такую картину. В центре видна область фокусировки и доступные к выбору датчики автофокуса, активный датчик подсвечен, остальные обычно не видны. Внизу находится строка с параметрами съёмки. Как минимум это выдержка, диафрагма, значение ISO и экспокоррекции. В более продвинутых камерах можно увидеть режим съёмки (PASM), режим экспозамера, тип сохраняемого файла (RAW или Jpeg) и количество фотографий, которые можно сделать до заполнения карты памяти.
В поле зрения можно вывести сетку для облегчения кадрирования, а в некоторых старших зеркалках — и уровень, показывающий отклонение камеры от горизонтали и вертикали.
Размер зеркального видоискателя напрямую зависит от размера камеры (и матрицы в ней). В большой полнокадровой зеркалке и видоискатель будет большим и светлым, а вот в маленькой кропнутой камере он будет заметно меньше.
К минусам оптических видоискателей можно отнести:
- для человека, привыкшего видеть на экране смартфона или компактной камеры готовую картинку, зеркальный видоискатель может быть непривычен. Даже если вы неправильно настроили камеру и итоговый снимок будет недосвечен или пересвечен, на изображении в видоискателе это никак не скажется;
- такой видоискатель нельзя использовать при видеосъёмке. Зеркало либо направляет свет в окуляр, либо перекрывает его, чтобы свет попал на матрицу;
- шум. Хлопки поднимающегося и опускающегося зеркала не позволяют снимать бесшумно. Ограничение скорости съёмки. Перед съёмкой каждого кадра камера с зеркальным видоискателем должна поднять зеркало, а потом опустить его на место. В итоге, зеркалки достигают скорости в 12-14 кадров в секунду, тогда как беззеркальные камеры спокойно разгоняются до 20-30 кадров в секунду.
Телескопический видоискатель
Такие видоискатели чаще всего можно встретить среди продвинутых компактных камер, таких, как G-серия Canon. Ещё такие бывают у некоторых старых плёночных фотоаппаратов.
Телескопический видоискатель — это несложная конструкция из нескольких линз, позволяющая примерно увидеть границы кадра.
Плюсов у него не так много. Во-первых, он позволяет выстроить кадр, когда из-за яркого солнца на экране камеры сложно что-то разглядеть. Во-вторых, он не требует питания, и если выключить экран и пользоваться только видоискателем, батарейка проживёт дольше.
А вот минусов немало. Видоискатель маленький, как и изображение в нём. В большинстве случаев в видоискателе не видно никакой дополнительной информации. И если при зумировании объектив выдвинулся вперёд, он перекроет поле зрения видоискателя.
Дальномерный видоискатель
Если у вашей камеры дальномерный видоискатель, то либо вы снимаете на дедушкин плёночный ФЭД, либо на современную и весьма недешёвую цифровую камеру Leica.
Картинка в таком видоискателе не покажет вам то, что видит камера. Установив на камеру поляризационный фильтр, вы не увидите в видоискателе никаких изменений. И даже если вы забыли снять крышку с объектива, об этом вы узнаете, только увидев готовый снимок.
В поле зрения видоискателя видны рамки — по ним можно примерно догадаться, что же видит камера. При установке родного объектива автоматически подсвечивается рамка, соответствующая его фокусному расстоянию. Как видно по фото, для объектива с фокусным расстоянием 75 мм и больше эта рамка довольно маленькая, и на камере с таким видоискателем сложно работать с телеобъективами.
Электронный видоискатель
Электронный видоискатель выглядит точно так же, как зеркальный — окошко, через которое фотограф видит кадр. На деле это небольшой экранчик плюс линзы окуляра. А значит, на него можно вывести точно такую же информацию, как и на основной экран камеры. Такие видоискатели используются во многих беззеркальных и некоторых продвинутых компактных камерах.
К основным плюсам электронного видоискателя можно отнести то, что картинка в таком видоискателе сразу отображается с учётом всех настроек камеры. И сразу показывает, как будет выглядеть готовая фотография. Поменяли баланс белого или экспозицию — и эти изменения сразу стали видны. А значит, даже неопытному фотографу будет легко получить правильно экспонированный кадр с красивыми цветами и делать меньше ошибок.
Кроме того, в электронный видоискатель можно вывести сетку для облегчения кадрирования, уровень, можно показать гистограмму. Он облегчит жизнь тем, кто пользуется ручной фокусировкой при съёмке видео или любит снимать на старые мануальные объективы — включенный фокус-пикинг подсветит резкие области.
Через такой видоискатель можно снимать видео, просматривать отснятое, а в некоторых камерах даже работать с меню.
Так как конструкция электронного видоискателя не требует громоздкой системы зеркал и призм, его можно сделать наклонным или вообще съёмным.
У беззеркальных камер есть режим эмуляции оптического видоискателя. Это полезно, когда вы работаете с импульсным светом. Например, снимаете в фотостудии — изображение в электронном видоискателе наверняка будет слишком тёмным, так как нужное количество света появится только в момент срабатывания студийных вспышек. При включении режима эмуляции настройки экспозиции перестают влиять на картинку, и вы увидите сцену в видоискателе приближенной к тому, как её видит невооружённый глаз.
У электронного видоискателя есть и минусы. Во-первых, в основе электронного видоискателя лежит экран, состоящий из отдельных пикселей. И когда электронные видоискатели только появились, пикселей этих было немного, и были они довольно большими. И заглянув в такой видоискатель с разрешением 0,3 Мп (640х480 px), фотограф вместо гладкого изображения видел мозаику из пикселей. Пользоваться таким видоискателем действительно было неудобно.
Но у современных камер разрешение видоискателя гораздо выше (например, у не самой новой и довольно популярной Sony A7 III — 2,3 Мп, Lumix S1 — 5,7 Мп, Nikon Z 7 — 3,7 Мп, Fujifilm X-T4 — 3,7 Мп, а у новейшей Sony A1 целых 9,44 Мп). У камер последних поколений картинка в видоискателе чёткая и красивая, и отдельные пиксели не видны.
Следующий недостаток — лаг видоискателя, изображение в нём на доли секунды отстаёт от происходящего. У новейших камер эта задержка очень мала и почти незаметна, но всё ещё не равна нулю.
И последний минус, от которого избавиться сложней всего — постоянное энергопотребление. Чтобы в видоискателе отображалась картинка, должна работать матрица камеры, процессор и экранчик видоискателя. Всё это требует энергии (и чем выше разрешение видоискателя, тем больше). Поэтому, чтобы сберечь батарейку, беззеркалки стоит выключать, когда они не используются.
Заключение
Видоискатель — часть конструкции фотоаппарата. То, какой у вас будет видоискатель, определяет тип камеры. Чаще всего оптические видоискатели можно встретить у зеркалок и дальномерок, а электронные — у беззеркалок и суперзумов. Есть исключение — у Sony была линейка зеркалок с полупрозрачным зеркалом. Например, Sony A99 Mark II.
По факту вопрос о том, каким видоискателем вам удобнее пользоваться, может подсказать, какого типа камера вам больше подойдёт. Если хочется сразу видеть картинку такой, каким будет готовый снимок, то ваш вариант — беззеркалка. Если не доверяете экраном и хотите смотреть на картинку через зеркала, то ваш вариант — зеркалка.