Наши западные “друзья” опять выстрелили себе в ногу. На волне уходов иностранных компаний с рынка в России нас покинула Икеа.
Это лучшее, что могло случиться с российским рынком мебели и товаров для дома.
Поясню.
При Союзе и в 90-е выбор мебели был небогатый. Выбирать можно было между “гарнитуром из ГДР”, кустарщиной местного производства и космически дорогой по тем временам мебелью из условной Италии.
Говоря о кустарщине местного производства, я имею в виду мебель, которая похожа на мебель только внешним видом. Сейчас это низший ценовой сегмент. Например, диваны за 10 тысяч рублей, которые покрываются катышками через месяц, а через пару лет превращаются в скрипящую развалину.
Икеа принесла на наш рынок мебель для среднего класса и стандарты качества. Да, линейки мебели отличались по стоимости и исполнению. Но они стандартизированы, на них распространялась гарантия, к ним прилагались простые инструкции по сборке. Если покупатель не желал собирать мебель самостоятельно, он мог воспользоваться опять-таки стандартизированными услугами доставки, сборки и установки.
Все это работало как качественно выстроенная система. И за двадцать лет, прошедших с открытия первого магазина Икеа, потребитель привык к тому, что мебельный магазин может быть предсказуем. И к тому, что за это надо доплатить.
Икеа не была “всем хороша”, потому что бывало всякое. Например, я успел сломать три их кресла Мальколм, пока мне это не надоело и я не купил Herman Miller Aeron.
Благодаря большим бабкам транснациональной корпорации, Икеа немедленно захватила огромный кусок нашего рынка.
И вот здесь начинается плохое. Даже несмотря на наличие местных производств, обслуживающих заказы Икеа, основные деньги корпорация зарабатывала в России и выводила на запад. При этом конкуренцию в её сегменте рынка душила на корню.
Крупная корпорация может себе позволить и экономить на масштабах, и просто за счет доходов в одной области демпинговать в другой.
В результате крупных производителей мебели для среднего класса у нас нет. Все, что мы имеем - небольшие цеха, про которые можно узнать лишь случайно.
И все бы так и оставалось (рынок имеет естественную тенденцию к монополизации), если бы не царский подарок от наших западных “друзей”.
Вы поняли, что сделали эти идиоты?
Они просто взяли и ушли. Оставив шикарный платежеспособный рынок местным производителям. Мало того, что Икеа потеряла целиком российский рынок, так еще и потерпела дополнительные убытки от необходимости свалить в ускоренном темпе.
Русские предприниматели гребут бабло лопатой, потому что самый опасный конкурент сбежал. И оставляют заработанное на родине.
Думаю, хватит одного-двух лет для того, чтобы мы получили шикарный выбор мебели российских мастеров. Вернуться на этот рынок Икее так просто не дадут.
И поделом.