Когда оклеветанный своими собратьями-архиереями и изгнанный с кафедры святитель Нектарий служил как простой приходской священник и проповедник на острове Эвбея, он никогда не отказывал людям, которые просили его аудиенции.
Да что там людям: даже животных он никогда от себя не прогонял! Даже соседским котам, которые с хищным видом бегали мимо его кельи, с тем, чтобы коварно прошмыгнуть в открытую кладовку и чего-нибудь утащить, святитель никогда не препятствовал.
И вот, однажды, вскоре после первой Пасхи святителя на острове, поздним вечером, в его келью постучали. Открыв, он увидел на пороге высокого подростка лет пятнадцати, с бледно-восковым лицом. Мальчик был одет в истрёпанную одежду из мешковины, обут в дешевые сандалии, голова была подстрижена под машинку. В глазах стояла невысказанная боль.
Увидев на пороге святителя в застиранном подряснике, с пером в руке (в те недели у святителя было много работы — он готовил к печати свою книгу «Об откровении Бога в мире» и, отрывая время от сна, по ночам вычитывал и правил гранки, которые каждые четыре дня присылали из типографии), мальчик, запинаясь, срывающимся голосом произнёс:
— Батюшка!.. Я в воскресенье слушал Вашу проповедь, ну, помните, ту самую, где Вы говорили о стыде?.. А я вот как раз…Понимаете, батюшка, я родился без отца, то есть, моя мама не замужем.
— Заходи, не стой на пороге, — улыбнулся святитель. — Давай я тебя сначала чаем напою и что-нибудь съешь.
Вы читаете отрывок из книги Сотоса Хондропулоса «Святой нашего времени. Житие святителя Нектария Эгинского». Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях
— Спасибо, но поздно уже, обойдусь без чаю, — стал отказываться молодой человек, и святителю стоило большого труда уговорить позднего гостя пройти внутрь.
Стоило юноше присесть рядом со святителем за столик, заваленный черновиками и типографскими оттисками, его словно прорвало, и он начал рыдать:
— Батюшка, я на себя руки наложу, больше сил никаких нет терпеть! Пойду и в море брошусь со скал. От мамы моей тоже никакой поддержки нет: иногда поплачет, иногда попереживает, но сильно в то, что со мной происходит, вникать не хочет. Где бы я ни оказался, надо мной начинают издеваться и дразнить «приблудышем». Я уже и школу бросил, на верфи, где лодки красят, прибился подёнщиком, но только там ещё хуже.
— А мама твоя сейчас где? — спросил внимательно слушавший святитель.
— Ну, пожалуйста, я Вас очень прошу!.. — ещё громче заплакал юноша. — Не говорите ей, что я к вам приходил, или я прямо сейчас пойду и утоплюсь. Конечно, мне маму жалко. Кто там знает, почему она согрешила. Она говорит, что мой отец был сперва корабельным плотником, а потом связался с пиратами и уплыл с ними искать удачи, а её оставил одну, молодую, беременную, без помощи и защиты. Это она повторяет, как заведённая, а как оно было на самом деле, Бог весть. Что я скажу? Она же моя мама и мне её жалко. Если бы захотела, могла меня убить ещё до моего рождения, но она ведь этого, к сожалению, не сделала. А теперь всё: мои силы закончились. Никаких сил нет терпеть все эти сплетни, насмешки, чувствовать себя человеком второго сорта. Я ведь к Вам зачем пришёл: помолитесь, пожалуйста, Владыке Христу, чтобы Он пожалел и сохранил мою несчастную маму после того, как я расстанусь с этой жизнью. Моё решение окончательное и сделаю я это в самое ближайшее время.
Юноша закончил и поднял на святителя красные, заплаканные глаза. Святитель поднялся из-за стола и почти закричал:
— Сынок!.. Сыночек мой! Да разве ты не знаешь, что Христос, Которого ты справедливо назвал Владыкой, преклоняется с Креста и усыновляет таких детей, как ты, детей у которых нет отца? Разве ты не знаешь, что Самого Господа Иисуса фарисеи называли незаконнорожденным, а некоторые из беззаконных евреев дерзают называть Его так и по сей день. Сынок ты мой!.. Я — ничтожнейший из служителей Этого Владыки Христа, я — Его представитель. И я тебя усыновляю. И если с сегодняшнего дня кто-то посмеет назвать тебя «безотцовщиной» приди и скажи мне немедленно. И вот что ещё: как твой отец, я обещаю тебе, что с этого самого дня никто над тобой издеваться не будет. Хочешь отправиться в путешествие?
Подросток не мог поверить своим ушам, и срывающимся голосом прошептал:
— У меня на путешествия денег нет.
— Ну я же твой отец, - улыбнулся святитель. — Что же я своему сыну на поездку денег не найду? Всё устроим.
А, надо сказать, что как раз в те недели, после Пасхи 1892 года, святитель истратил все свои небольшие накопления на помощь нуждающимся и на издание книги. Даже газету купить ему в те дни было не на что.
— Как я могу не хотеть уехать отсюда? — произнёс тогда юноша. — Ещё как хочу. Ты меня сейчас от смерти спасаешь.
— Тогда договорились! — обрадовался святитель Нектарий. — С этой самой минуты ты считаешь меня своим родителем. Только тебе надо ещё совсем немножко потерпеть. Я сейчас напишу своим знакомым, и дождемся что они ответят. Я, сынок, пошлю тебя в Египет, в огромный город Каир. Там живут мои друзья, они тебе помогут. Будешь там работать и одновременно учиться. Ты получишь хорошее образование, чтобы славить нашего Благодетеля Иисуса Христа. И всё: плакать мы на этом закончили, ядовитое слово «самоубийство» мы больше никогда в жизни не произносим. Покайся Богу в том, что ты хотел сделать, а послезавтра — в субботу, приходи в церковь, я прочитаю над тобой разрешительную молитву. Обойдёмся без епитимьи — твой юный возраст и незрелость будем считать смягчающим обстоятельством.
Слушая всё это, молодой человек рыдал, упав перед святителем на колени. Даже тапки святителя стали мокрыми от слёз.
— Батюшка, я о таком и подумать не мог, — повторял он. — Ты же меня из могилы вытаскиваешь, из самой пасти ада. Христос, батюшка, Христос…
Как обычно, святитель Нектарий отнёсся к этому делу максимально серьёзно. Он начал с того, что поговорил с матерью юноши, сказав ей то, что требовалось. Бог помог и всё получилось: уже через два месяца Стефан (так звали молодого человека), с чемоданчиком в руках, поднимался в Пирейском порту на корабль, который отходил в Александрию, чтобы больше никогда не слышать уничижений и издевательств. Он стал работать у добрых знакомых святителя Нектария и получил образование в лучших греческих учебных заведениях Каира.
© Электронное издательство Орфограф, 2022
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь