В России распространен вид мошенничества, когда гражданам звонят якобы из правоохранительных органов и сообщают, что в банке, где у них открыт счет, произошла утечка данных. Злоумышленник, пользуясь растерянностью человека, требует немедленно предоставить ему персональные данные, и многие раскрывают требуемую информацию.
В начале разговора собеседник представляется, отрекомендовываясь следователем, оперуполномоченным, "сотрудником ФСБ» и так далее. Называет имя, фамилию, отчество. Кроме того, часто указывается и подразделение, в котором он якобы трудится.
Жертве сообщают, что разговор записывается, поэтому ответы на дальнейшие вопросы следует давать четко и честно. После мошенник уточняет фамилию, имя и отчество гражданина и информирует, что в отношении его счетов или персональных данных совершены противоправные действия. В завершении мошенник, ссылаясь на необходимость срочного пресечения преступления, переходит к требованию сообщить ему интересующие сведения — данные счетов, карт, иные персональные данные.
Методы воздействия на сознание жертвы не меняются — бдительность усыпляется с помощью обращения от имени органа правопорядка, сомнения пресекаются ссылкой на срочность дела и возможность спасти деньги и иные ценности гражданина.
Основной способ борьбы ни при каких обстоятельств не переводить деньги, фактически если разобраться злоумышленники сами себе противоречат, полиция не работает на опережение, а только по факту совершенного преступления, поэтому от них не может исходить команд на перевод куда-либо денег. Самый оптимальный сценарий - это попросить данного сотрудника пригласить в Вас в отделение для дачи объяснений, если это злоумышленники, то Вы их мгновенно раскроете.