Советские и немецкие войска вели ожесточенные бои за плацдарм "Малая земля" в районе Новороссийска. О них много написано в немецких оперативных документах, которые мало рассматривались. Хотя в них дается подноготная попыток вермахта уничтожить советский десант под Новороссийском в феврале 1943 г. и неудачи немецкого наступления на плацдарм в апреле 1943 г.
В советской и российской историографии этим вопросом занимались М.Э. Морозов и А.Я. Кузнецова, Т.И. Юрина, С.В. Януш. Также интересовался этим вопросом американский историк Р.Форзик.
Оперативные документы вермахта по "Малой земле" исследовал советский историк Лев Александрович Безыменский. Использовал приказы, донесения и журналы боевых действий группы армий «А» и 17-й полевой армии противника.
Перед появлением плацдарма "Малая земля" в районе Станички в городе Новороссийск этот район обороняли 73-я немецкая и 10-я румынская пехотные дивизии, части германской береговой артиллерии. Общее командование осуществлял командир немецкой 73-й дивизии генерал-лейтенант Р.Бюнау. Дивизия входила в состав 5-го армейского корпуса вермахта под командованием генерала пехоты В. Ветцеля.
Румынская дивизия была само слабой:
- «...многочисленна по количеству личного состава, но непопулярность войны в солдатских массах ставит ее на уровень дивизий с пониженной боеспособностью» - из донесения разведывательного отдела Черноморской группы советских войск
Из немецких документов следует, что штаб 5-го корпуса прорабатывал возможность высадки советского десанта в Анапе, Варваровке, Южной Озерейке или Мысхако.
Но все таки для немцев стал неожиданностью десант Ц.Куникова на южной окраине Новороссийска.
Немцы не смогли сразу оценить боеспособность советских частей на "Малой земле". Поэтому, вначале только блокировали его, позволяя советскому командованию посылать туда подкрепления. Количество десантников было увеличено с 800 до 2000.
Только получив первые данные разведки о крупных советских силах на плацдарме Бюнау стал просить прислать штрафников и готовившихся к выезду на родину отпускников, а также усилить артиллерию. Немецкое корпусное командование оказалось более проницательным и решило выслать в район плацдарма целую 125-ю пехотную дивизию из резерва 5-го корпуса.
Также командование армейского корпуса было оперативнее в докладе наверх. Уже 5 февраля, то есть на следующий день после высадки десанта о нем доложили в ставку Гитлера. 11-13 февраля 1943 года командование корпуса не стало скрывать, что за неделю боёв 73-я дивизия так и не смогла сбросить противника в море.
С 6 февраля к боевым действиям подключился немецкий ВМФ. Для пресечения транспортного сообщения между Геленджикской и Цемесской бухтами выделили торпедные катера. Позже к ним присоединились итальянские торпедники.
Пока шла блокада немецкое командование спокойно обдумывало возможность ликвидации "Малой земли". К 15 марта подготовило план по уничтожению с помощью авиации и перебрасываемой немецкой горнострелковой дивизии.
- В обзоре разведки 73-й пехотной дивизии от 28 марта 1943 г. утверждалось, что практически все советские соединения потеряли до половины личного состава, а в их рядах много выходцев с Кавказа и военнослужащих старших возрастов. Только у подразделений морской пехоты противник отмечал высокий боевой дух. По словам пленных красноармейцев и перебежчиков, лучшего оставляло желать снабжение десантных войск. Их личный состав один или два раза в день получал суп и 200 г. хлеба. Дополнением к этому могли служить сушеная рыба и сахар. Алкоголь и табак оставались редкостью. Плохое питание и неустроенный быт часто приводили к истощению, заболеванию и обморожению людей. В сочетании с постоянными потерями от артиллерийского и минометного огня бытовая неустроенность отрицательно сказывалось на настроениях советских солдат и офицеров - статья Ильи Викторовича Киселева БОРЬБА ЗА МАЛОЗЕМЕЛЬСКИЙ ПЛАЦДАРМ В ГЕРМАНСКИХ ДОКУМЕНТАХ (ФЕВРАЛЬ-СЕНТЯБРЬ 1943 Г.)
Потери советских бойцов были действительно тяжелыми. За первые две недели боев погибло 1136 человек, ранено 2610, в плен попало 139 бойцов и командиров. При этом 5-й армейский корпус в боях за Малую землю только с 17 по 29 апреля 1943 года потерял 3000 человек.
Большие потери советские войны несли от авиации. Так, только за первый день наступления 17 апреля 1943 года немецкая авиация совершила 1260 вылетов на бомбо-штурмовку "Малой земли". Затем 1074 самолето-вылетов 18 апреля и 1034 – 19 апреля. Да и в другие дни апрельского наступления интенсивность была высокой - до 586 вылетов за день.
С моря плацдарм зажимали пять немецких и семь итальянских торпедных катеров, три катера-тральщика, одна подводная лодка.
За операцией по ликвидации "Малой земли" следил сам Гитлер. С 17 по 20 апреля в журнале боевых действий Верховного командования вермахта делались записи о ходе наступления под Новороссийском. Но 24 апреля 1943 года немцы были вынуждены признать поражение. Командующий группой армий «А» генерал-фельдмаршал Э. Клейст списал его на недостаточную боеспособность немецкой пехоты, утрату внезапности, труднодоступную местность, численное превосходство и упорство советских войск.
После неудачной операции была отведена 125-я пехотная дивизия. С поста командира 5-го корпуса сместили Ветцеля. Больше в боевых действиях участия не принимал. Командиром 5-го корпуса стал генерал пехоты Карл Альмендингер. Командир 73-й пехотной дивизии Рудольф Бюнау покинул свой пост в сентябре 1943 года с повышением до командира корпуса. Хотя именно его ошибки и были основными.
Основной силой против "Малой земли" стал 91-й горный полк. Когда 10 сентября 1943 года началась высадка советского десанта в новороссийском порту именно он сдержал наступление с "Малой земли".