Найти тему

Музыка от сердца. Фронтмен группы Markscheider Kunst Сергей Ефременко побывал в студии Авторадио

В преддверии летнего open-air фестиваля Craft Event Picnic в студии Авторадио побывал фронтмен группы Markscheider Kunst Сергей Ефременко.

Давайте поговорим о фестивале. Как происходит подготовка? Может, готовите что-то специфическое?

Сергей: Фестиваль проходит не первый год. Его готовят мастера своего дела - замечательная команда «Светлая музыка», они же организовывают Stereoleto. Обычно все происходит так: с 11-12 утра начинают подходить первые гости, точно не скажу во сколько открытие. Будет много развлечений для детей, потому что пикник задуман, как семейный праздник.

У нас есть план фестиваля. В нем сказано, что начало в 13:00. Когда выход вашей группы?

Сергей: Вообще в 20:00, но может плюс-минус 10 минут. С часа знаменитый DJ Messer начнет исполнять свои буги-вуги. Затем, крафтовый ликбез, мастер-класс по буги-вуги и рок-н-ролл джайв, должно быть прикольно. Потом EasyTone – замечательный коллектив. С одной из солисток мы как-то принимали участие в Ska-Jazz Review, оттуда же и DJ Messer. Потом «Дикселенд Ивана Васильева», если не ошибаюсь, то это тот самый Иван, который играет на трубе – легендарная личность. После всего, ваши покорные мы выступим на фестивале с нашими старыми песнями и непременно покажем новые. Тем более, что не так давно у нас вышла пластинка Freedom, которая споткнулась о ковид. Попали под раздачу: выпустили пластинку, собрались в тур и закрылись границы.

Тем не менее, после снятия ограничений вы прокатились. Как у вас сложился последний год?

Сергей: За пандемийные годики сложилось много разных интересных событий. Например, я занялся преподавательской деятельностью. Начал активно преподавать гитару детишкам и взрослым. Имею честь сотрудничать с «Территорией», они, кстати говоря, тоже здесь находятся, на Петроградской стороне. Там есть взрослые ребята, за годик они научились играть, а через год я сделал из них ансамбль. Представляете себе, этот ансамбль пригласили в кино сниматься.

Ух ты, а там дети?

Сергей: Подростки 14-15 лет, начинали они, естественно, детьми. Симпатичный коллектив под названием «Оригами».

Вы обучаете какой-то классике академической?

Сергей: Нет, классическая гитара – это то, с чем надо заниматься с гораздо более молодых ногтей и совсем по другой системе. Ко мне приходит человек, я узнаю его цель, что он вообще хочет. Подавляющее большинство отвечает, что они хотят уметь играть на гитаре любимые песни для своих близких. Иногда, сообщают, что хотят сделать свою группу. В любом случае, начинаем с азов - с небольшой нотной грамоты, включаем аккорды, гармонию, голосоведение, ребята начинают писать песни. Затем, чтобы они не упирались лбом в потолок, когда уже открываешь компьютер и можешь любую песню исполнить, я придумал сделать из них ансамбль. Получилось, и я очень этому счастлив, но это, если о преподавательских историях. Если мы говорим о покатушках, то ещё пару лет назад я начал сотрудничать с организацией «Под парусами», которая когда-то откололась от «Клуба путешествий Михаила Кожухова». Все, что связанно с парусами, с регатами было решено проводить в музыкальном оформлении. Сначала этим занимался Женя Федоров из «Текилы», а потом уже я. С командой участвую в регатах и путешествую. Мы провели три месяца на Байкале, обошли его весь по кругу. Ребята, это надо видеть! Я бывал в Турции, Египте, видел Грузию и горы, и моря, гонял яхты и с Майорки, и с Ибисы, но такой красоты нигде нет.

Байкал поразил вас больше, чем Средиземное море?

Сергей: Гораздо больше, чем Красное море с рыбками. Сочетание белого, синего, серого и зеленого успокаивает глаз, настолько проникает куда-то в центр его нервной системы, что ты впадаешь в нирвану и не можешь оторвать глаз. Описать сложно, надо увидеть своими глазами.

Вы там поете? Как это происходит?

Сергей: Собирается кораблей 10-12 на парусах, с небольшими моторами. Это же регата – гонки, поэтому с утра ставится стартовая линия, ребята гоняются, судьи принимают финиш. Вечером все подходят в красивую бухту, а их на Байкале море, все встают на якоря. Близко не подойти, кили слишком глубокие, поэтому мы садимся на туз, подходим к береговой полосе и начинаем кидать петарды в лес. Как думаете, зачем?

Медведи?

Сергей: Именно, их там по штуке на квадратный километр. После петард мы вылезаем на береговую линию, которая довольно узкая. Подходишь ближе к лесу, и снова кидаешь петарды. Затем берешь бензиновый генератор, как можно глубже в лес заходишь и заводишь. Обычно его несет самый храбрый и тот, кто с утра меньше всех ел. Потом разворачиваем колонки в сторону леса и врубаем какой-нибудь Sex Pistols. Медведи такое не очень любят.

На Кадышеву с удовольствием идут?

Сергей: Что ты, садятся у костра и хвостом помешивают угли. Вообще, медведи не рассматривают человека, как свою пищевую базу, особенно на Севере. Поскольку людей мало, а питаться им есть чем. Мы там встретились с одним интересным человеком по фамилии Бурмейстер, и он рассказал как эта жизнь устроена. В марте, когда снег по грудь и все ходят на лыжах, натыкаются на пустую нору — медведь ушел в горы. Между прочим, горы там до 2800 метров, а глубина до 2000. Водятся маленькие козы и олени, бегают они плохо, поэтому медведи отъедаются по полной. В конце мая они спускаются вниз к воде и начинают собирать корешки, жучков и короедов. В этом их кайф.

Как для нас чипсы?

Сергей: Я бы даже сказал, как макароны. В конце сезона медведи начинают взаимодействовать с бурундуками. У тех есть норы, а от них расческой идут ещё норки толщиной с ногу человека, а внутри чистый, как ядро, кедрач. Медведи вскрывают эти норки, съедают, но не все, что-то оставляют бурундукам на зиму. За кедрач медведи крышуют бурундуков, и если в лес зайдет лиса или волк, то им кирдык. Такая интересная в природе взаимосвязь.

Планируете повторить поездку в следующем году?

Сергей: Конечно, приглашаем всех слушателей. В этом году уже все, последняя регата будет в Турции, в октябре. Все билеты проданы. Между прочим, мы живем в самом морском городе в мире. У вас Авторадио – это значит дороги. У нас морских дорог больше, чем в Амстердаме. Сегодня будет концерт на теплоходике Rock Hit Neva, который ходит по Неве. Замечательные ребята устраивают, но там мест всего на 119 человек, которые, скорее всего уже закончились. Зато завтра ждем всех на Елагином острове на Craft Event, должно быть очень красиво.

Вам комфортно выступать на открытой площадке?

Сергей: Конечно, у нас в Петербурге, да и где угодно, с аппаратом весьма не дурно. Надо смотреть на количество народу, на Craft Event собирается около 1000 человек, поэтому будет большая сцена, хороший свет и сильный звук. Должно быть на уровне, как и всегда у «Светлой музыки».

Что будете играть?

Сергей: Будем играть старые и новые песни. Обычно программка пишется перед самым выходом на сцену. Всегда ориентируемся на публику и настроение. Все по ощущениям.

В Интернете видел ваше выступление весной в Петербургском клубе, где с вами играл человек на терменвоксе. Это было впервые?

Сергей: Такой замечательный человек – Владимир Кетляр. У нас с ним сложился небольшой проектик «Радио Kunst», а его позывной - Радио Бобо. Он играет со многими коллективами: Браво, Billy’s Band. Поскольку он тоже Василеостровец, и его дочь начала постигать азы бас гитары.

Это как раз Дарья была?

Сергей: Да, и мы втроем немножечко посвистываем мои песни, в несколько авторском виде, с таким интересным инструментом, как терменвокс.

Вы упомянули, что девушка из EasyTone с вами сотрудничала. В давнишнем интервью у вас был вопрос: "Почему в группе никогда не было девушек?". Это история про то, что девушки в группе к несчастью? Вы ответили, что девушки в группе ведут к беременности, что это хорошо, но не для музыки. Поменялось что-то в этой идеологии?

Сергей: Во-первых, девушка в Markscheider Kunst так и не появилась. Она сотрудничала с коллективом Petersburg Ska-Jazz Review, а там всем заправляет DJ Messer. Дарье недавно исполнилось 20 лет, думаю, ей как раз самая пора. Знаете, с Markscheider мы решили так, а другие группы могут поступать как хотят. Всё индивидуально.

Насколько вы ортодоксальны, с точки зрения подбора музыкантов? Изменился ли состав за эти годы?

Сергей: Как говорят на Кавказе: «Гость – это посланник Бога». Любой, пришедший к тебе человек - это откуда-то дано. Нужно отнестись к нему с максимальным вниманием, интересом и любовью. Каждый человек интересен и у каждого есть особенности. Во много, потому, что в коллективе мы строим отношения не «звезда и люди», а имеем равные голоса. Кто-то больше, кто-то меньше, в зависимости от выслуги и компетентности в том или ином вопросе, но слово имеет каждый. Слово каждого ценно — это нормальный подход.

В 2022 году коллективу исполняется 30 лет. Как вы относитесь к цифрам? Насколько рефлексируете по поводу возраста группы?

Сергей: Кто-то замечательно сказал, что жизнь дана каждому, а старость избранным. Была прекрасная история, когда я имел честь участвовать некоторым образом в гастролях группы The skatalites, известно, что их коллектив Боба Марли курить научил и первые песни они ему записали. Их пригласили на «Наше Радио», и ведущий спросил: «Боб Марли – звезда регги, его знают по всему миру, а о Skatalites знает совсем немного, по сравнению с ним. Вам не обидно? Не рефлексируете ли вы на тему цифр?». А они отвечают: «Ну и где он теперь? А мы до сих пор играем». То, что мы до сих пор исполняем и играем, это потому, что музыка – давно наша жизнь. Конечно, можно заняться чем-то другим, наверное, это не плохо. Об этом лучше думать людям, которые забрались на вершину Олимпа, собирали стадионы, и застыли в своем амплуа. Возвращаясь после пауз на сцену, они выглядят, как артисты, желающие собрать деньжат.

Как группа Skorpions, которая десятый раз приезжает с прощальным туром?

Сергей: Например, я бы не хотел называть имён, но мы понимаем о чём говорим. Коллективы вроде нашего, которые всегда на плаву, но не на стадионах. Мы живем этим, оно и увлечение, и работа, и то, что мы делаем. Хотя, конечно, в группе у всех есть свои хобби. Я, например, кроме яхтинга, очень люблю рыбалку.

Вас однажды спросили: как же жажда славы? Вы ответили, что группа – не тульский пряник, чтобы всем нравится, и музыка ваша для людей ручной работы. Учитывая, что завтра у нас Craft Event, мне кажется, что все очень хорошо рифмуется.

Сергей: Ручной работы мероприятие абсолютно. От организации и до продукта.

В перерыве, мы с Сергеем Ефременко вернулись к педагогической деятельности и гитаристам, которых можно рекомендовать детям. Вспоминая культовые фамилии, мы дошли до Яманду Коста.

Сергей: Яманду Коста – это человек, который живет в наше время. Кстати, он приезжал в Россию и снимал фильм, вроде как, про семиструнную русскую гитару. Сам он феноменально играет на бразильской семиструнной – это шестиструнная гитара с седьмой добавочной. Довольно молодой человек, совершенно Паганини наших дней. Я бы сравнил его уровень с исполнительством нашего господина Архиповского, который играет на балалайке. Он просто фантастику демонстрирует, наберите в Интернете, если кто не слышал. Мой любимый гитарист всех времен и народов - Джанго Рейнхардт. Французский цыган, который играл джаз-мануш в 20-30 годы прошлого века всего двумя пальцами.

С Ленинградского рок-клуба принято считать, что нет традиции изучать музыкальный инструмент и учиться на нём технично играть. За последние 30 лет успеха добивались не люди, которые умели круто играть, а люди, которые играли от души и сердца. Для кого-то и Архиповский будет в новинку. Поэтому в топе лирика, а не инструментал.

Сергей: У нас после Пушкина и Есенина, Высоцкого и Вертинского, невозможно петь про голубые ботинки из замши. Поэтому лирика непременно должна присутствовать. Однако, про уровень исполнительского мастерства, тут вы правы. Люди собирались в группы и играли черт знает как. Это нравится чем? Тем, что люди собирались в первую очередь как друзья.

Предположим, это выглядело так:

– Хорошо, мы друзья?
– Да
– Делаем бенд? Ты на басу, я на барабанах.
– А я не умею на барабанах.
– Хорошо, тогда ты на клавишах, а я на барабанах.

Поэтому их музыка выглядит, как настоящий «Наив». В этом было сердце и огонь. В современной ситуации очень много молодых людей, которые практически накрыли весь шоу-бизнес. Они профессионалы, знающие ноты, но не способные выдать от сердца. Играют либо чужое, либо свое, но заумно. Музыку для профессионалов, она редко кого цепляет, только если послушает такой же профессионал, но человеку со стороны сложно. Большинство относится к музыке не как к искусству, а как к сервису. Это нормально, искусство всё-таки для избранных, как высокая кухня.

Как коньяк дорогой выдержки?

Сергей: Потому и полезный, что дорогой. Люди также относятся к театру и кинофильмам. Да, к сожалению, палка о двух концах. Если начинать работать на то, что нравится людям, то мы, например, будем иметь такое телевидение, которое мы имеем. Из детства я вспоминаю какой-нибудь кабачок «13 стульев» или телеспектакль «Ханума» — это же высший полёт. До сих пор можно пересматривать. Сейчас ничего подобного не имеем.

Куда делся Пан спортсмен?

Сергей: Да, и Пани Вишенка.

Сейчас погрузили кого-то в ностальгию. К разговору про вас. Вы 30 лет занимаетесь музыкой с группой, и наверняка занимались раньше. Сегодня, вы от чего получаете удовольствие и чувствуете внутренний отклик? В 2010 году вы отвечали на этот вопрос так, по нисходящей: написание песни, запись и концерт.

Сергей: Конечно, написание песни осталось, но концерт и запись поменялись местами. Написать песню и хорошо отыграть её на концерте мне нравится больше, чем написать и записать её на пластинку, потому что на неё ты записываешь один раз. Конечно, ты можешь перезаписывать её до бесконечности. За все время записи музыки, мне понравилось, как мы сделали только Freedom — наш последний альбом, вышедший в 2020 году. До него мне не нравились записи. Я понимал, что лучшее — враг хорошего. Не получается, потому что в студии или под устали к вечеру, может ещё что-то. В итоге, результат мне не нравился, за исключением пары тройки песен, но так, чтобы целый альбом записать, и мне понравилось только Freedom. С возрастом, как вы могли заметить, появляются вещи, которые начинают тебе нравиться. Я не говорю о каких-то запрещённых объектах. Они как раз уходят в прошлое, а ты начинаешь ловить кайф от совершенно удивительных вещей: погулять в лесу, посшибать грибы с друзьями, посидеть на закате с удочкой на озере, потом пожарить рыбку у костра, пройтись под парусами, отпугивать петардами медведей.

Под песню Freedom хорошо сидеть с удочкой?

Сергей: Под неё как раз нет. Эта песня про танцы, про то, что лекарство не должно стать ядом. Поэтому, поменьше смотрите телевизор и не переедайте.

Любопытную вещь вы озвучили, когда вас попросили назвать 5 явлений из жизни, которые возможны только в Петербурге. Не помните что назвали? Белые ночи, Зенит, Боярский, Markscheider Kunst и заночевать у первого встречного. Понятно, что все вышеперечисленное у вас было, но ночевали вы когда-то у первого встречного?

Сергей: Да, а как же. Будучи студентом Горного института много где ночевал. Как говорит наш один известный Вася-В: «Куда я кинул свою кепку, там и дом мой сегодня».

Боярский был в вашей жизни?

Сергей: Конечно, добрейшей души человек. В своё время, на студии «Добролет», где мы писались, он нам давал комбики свои попользоваться. Легенда, изо всех сил уважение.

Что насчёт "Зенита"?

Сергей: "Зенитом" в 2007 году было организован чемпионат среди рок-групп на Рождество. Мы заняли первое место, в финале за нас играл Аршавин. Он тогда был приглашён, а за противоположную команду играл Малафеев. Сыграли вничью, но потом по серии пенальти я взял один пендель, стоял у ворот тогда. Было Рождество, а я вообще не мог бегать, страшно себя чувствовал, но отразил один пенальти и мы стали чемпионами. Они подписали нам мячик: «С первой победой в 2007 году». В 2007 "Зенит" вообще все взял.

Тогда был сезон с марта по сентябрь. Как раз в Рождество до начала сезона? Как символично получилось.

Сергей: Первая победа в 2007 году, а потом у них все было. Включая кубок чемпионов.

За 30 лет, мне кажется, у вас набралось фантастическое количество историй и встреч. Было ли что-то, что заставило вас сказать себе: да, эти годы я провел не зря?

Сергей: В первую очередь — рождение детей. Действительно, когда рождаются дети, ты понимаешь, что не зря прожил. Получилось что-то действительно хорошее. По поводу каких-то музыкальных событий, кажется, Голсуорси однажды замечательно сказал, что гордо написанное в небе звездами имя, есть признак мумификации некогда живого организма. Как только ты фиксируешь себя в качестве звезды, нужно начинать двигаться и что-то делать. Я надеюсь, что этот момент ещё впереди, и не обязательно стадионы. Это должно быть что-то радующее душу и сердце.

Вы всматриваетесь в глаза публики?

Сергей: Обязательно, в ближайшие ряды, докуда позволяют софиты. На людей интересно посмотреть. Иногда пытаюсь с ними разговаривать, интересуюсь, почему человек не поёт. Как говорит наш директор и друг — Денис Анатольевич: «У человека две руки, две ноги, а психику мы всем исправим». В том числе и с помощью Авторадио. Благодарю, друзья, за приглашение не без повода. Завтра у нас Craft Event на Елагином острове, а так, давайте чаще встречаться и говорить о музыке, и не только о ней. Ходить в походы, регаты, рыбалки и отлично проводить время. Все будет хорошо, я больше чем уверен.

На open-air Craft Event Picnic мы ждем большое количество музыкантов: «Дикселенд Ивана Васильева», «Трио EasyTone», и в качестве хедлайнера в вечерние часы Markscheider Kunst. Что ждете помимо своего выступления на пикнике, Сергей?

Сергей: Друзей.