Комплекс "Бастион" представляет собой очень сложное сооружение, вмещающее минимум около 12 автомобилей. Она включает командный пункт, средства боевого обеспечения, транспортные погрузочные машины и, конечно же, пусковые установки, которых в стандартной версии четыре. Может быть установлен дополнительный опциональный радар 'Monolit B'. И это не считая инфраструктуры, баз и складов боеприпасов.
Короче говоря, строительство одного из этих комплексов стоит больших денег, и они настолько велики, что раньше было достаточно одного комплекса в год, а теперь один комплекс в год - это стандарт. По данным американцев, в течение десяти лет ВМС получили 52 пусковые установки или 13 бастионов.
Но в 2021 году все изменилось, и обычный график перестал иметь смысл: были сданы сразу три комплекса, небольшое отклонение от заданного ритма, что вызвало много вопросов.
Три бастиона в год - это слишком много или слишком мало? Мягко говоря, прилично. Даже при минимальной конфигурации из четырех ПУ, флот получил 24 ракеты за последний год, плюс еще столько же, включая TZM, и неясно, сколько ракет находится на хранении; почти 50 боеготовых ракет - это неплохо, учитывая различные факторы, особенно модернизацию комплекса.
Как известно, единственным имеющимся ракетным комплексом воздушного базирования является ракета П-800 "Оникс", которая в базовом варианте имеет достаточно мощные характеристики, но не обладает выдающейся дальностью в 600 км при полете на большой высоте, где сопротивление воздуха наименьшее, а значит и расход топлива низкий. В этом режиме СКР наиболее уязвима, так как для ее нейтрализации требуется много времени, поскольку она видна на радарах вражеских кораблей на большом расстоянии.
В целом, американскому эсминцу не очень сложно перехватить эти ПЛАРБ, но ситуация меняется, когда они находятся на малой высоте, где их дальность значительно больше - до 200 км. Именно этот недостаток был исправлен несколько лет назад. Теперь "Оникс" может пролететь до 800 км, и около 300-400 км в самом опасном для противника режиме. Если к этому добавить возможность фиксации целей на земле с помощью модернизированной СНС, то обновленный многофункциональный самолет будет очень опасен.
Но это детские игры, и Bastion планирует провести серьезную модернизацию. По сообщениям, к концу этого года он будет "переведен" на "Циркон" и сможет наносить удары гиперзвуковыми ракетами на расстояние до 15 000 км. Для сравнения, если Оникс может преодолеть 800 км примерно за 20 минут, то Циркон преодолевает это же расстояние всего за четыре минуты.
Есть предположение, что ракета была получена флотом в прошлом году. Это косвенно подтверждается тем, что, согласно планам, объявленным в 2019 году, развертывание усовершенствованного "Бастиона" произойдет как раз между 2021 и 2022 годами. В случае развертывания на Дальнем Востоке она поразит всю Аляску, где расположено множество стратегически важных военных объектов, не говоря уже о южных и западных районах.
Другими словами, началось развертывание систем средней и малой дальности, предположительно с мощными гиперзвуковыми ракетами, и теперь Bastion способен на гораздо более широкий спектр миссий, чем предыдущий Onyx, но отказываться от модернизированной версии не планируется - режим низкого полета является достаточно приятным бонусом.