Поступление детей в детский сад один из важных этапов в их жизни. Эмоциональная поддержка и подготовка ребёнка к адаптации в новом коллективе и новым условиям одна из задач, которые родители должны реализовать. Смена обстановки, привыкание к новым людям, как к воспитателям, так и детям это большой стресс для маленького человека.
Многие родители думают, что, отдав ребёнка в дошкольное учреждение он адаптируется сам: «Поплачет и привыкнет», но это далеко не так. Большая ответственность за подготовку ребёнка к детскому саду, лежит именно на родителях.
Как же поддержать ребенка в этот сложный период, помочь с адаптацией и не навредить ему, расскажет специалист по работе с семьей филиала «Гелиос» Мой семейный центр «Оберег» Юлия Игоревна Гуреева.
Право ребенка на получение дошкольного образования в России гарантируется Законом «Об образовании» (ст. 3, 10). Конечно, отдавать ребёнка в детский сад или нет, право каждого родителя. Чаще всего в современном мире, мама и папа работают, бабушек и дедушек может рядом не быть, а услуги няни нынче стоят не дешево, родители принимают для себя и ребенка ответственное решение- отдать малыша в дошкольное учреждение.
В среднем, ребенок проводит в детском саду от 3 до 8 часов. Трехлетний кроха находится под присмотром воспитателей треть суток, ещё треть – спит. Выходит, что семья и сад почти поровну делят ответственность за развитие ребенка. Главная цель дошкольной системы образования — всестороннее развитие ребёнка до шести-семилетнего возраста и подготовка к следующей ступени образования — начальной школе. Однако не стоит перекладывать на садик те задачи, которые могут быть решены только внутри семьи и только родителями.
Подготовка к садику.
Адаптация к детскому саду проще всего происходит у детей около 3-4 лет, когда они морально готовы к новым контактам и самостоятельности, а иммунитет наиболее устойчив. Раньше – им трудно стать независимым от мамы, старше – сложно «влиться» в новый коллектив и научиться коммуникации.
Независимо от того, в каком возрасте вы будете отдавать малыша в детский сад, необходимо в домашних, семейных условиях обучить ребёнка общекультурным и бытовым навыкам. Таким как: самообслуживание - в два года ваш ребёнок уже должен уметь пользоваться горшком (хотя бы изредка, если не получается приучить на постоянной основе), манипулировать вилкой и ложкой. Необходимы такие навыки, как одевание-раздевание-переодевание. Попробуйте отрегулировать режим дня: сон, приемы пищи, учебные занятия, гигиенические процедуры- что то, что ежедневно должно укладываться в ваш график. Дополнительно к тому, что малыш познает и чему обучается в процессе естественного взросления в кругу семьи и в ближайшем окружении, для подготовки к поступлению в детский сад нелишним будет психологически, физически и морально подготовить ребенка к новому распорядку.
О том, как подготовить ребенка к детскому саду, врачи и педагоги не имеют общего мнения. Одни уповают на возможности иммунитета и стараются, чтобы малышу пришлось как можно меньше болеть. Другие стремятся максимально обезопасить детскую психику от резкого изменения ситуации, поэтому советуют постепенно приучать малыша к группе, воспитателю и режиму в детском саду. Те и другие по-своему правы, но задача родителя – помочь малышу развиваться гармонично. Поэтому обратите внимание на все аспекты подготовки.
Слезы, насморк и легкие капризы – спутники нормальной адаптации.
В плане социализации и нравственного воспитания детей любого возраста родителям важно:
формировать у ребенка умение и желание играть в группе сверстников; воспитывать чувство симпатии, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости к другим детям, вежливое отношение к взрослым; формировать отрицательное отношение к жадности и грубости, плохим привычкам;
научить использовать слова для вежливого приветствия, прощания, просьбы; мотивировать соблюдать правила приличного поведения на улице и в помещении.
Случай из жизни:
В семейный центр «Оберег» филиал «Гелиос» обратилась Марина Г. Марина одна воспитывает двух годовалого сына, с сентября мать малолетнего планирует выходить на постоянное место работы, в воспитании и содержании ребёнка помощь никто не оказывает, близких родственников у семьи также нет, так как Марина является лицом из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Мать очень привязана к сыну, как и ребёнок к матери. Марина попросила помощи со стороны психологов центра. Психолог, пообщавшись с матерью нашла нужные слова, поддержала ее и составила определенный план действий для того, чтобы матери и ребёнку было комфортно и безболезненно «оторваться» друг от друга и более мягко адаптироваться в детском саду.
Через некоторое время, связавшись с матерью, она сообщила, что уже видно первые результаты, ребёнок стал ходить в группу кратковременного пребывания, мать каждый день регулировала его время провождения в новом коллективе, учила навыкам самообслуживания, поддерживала сына как в победах, так и в случавшихся иногда неудачах. В первую очередь мать перестала тревожиться, отсюда последовало и то, что ребёнок стал более спокойно реагировать на расставание с мамой.
Если вы хотели бы обсудить, как правильно подготовить ребёнка к детскому саду, но не знаете с чего начать, или очень тревожитесь, что ребёнку при расставании с родителями будет не комфортно, обратитесь к специалистам и психологам Семейных Центров. Каждая семья, а тем более ребёнок индивидуальны, поэтому мы постараемся подобрать для вас оптимальную адаптационную программу, дадим советы и рекомендации, которые подходят именно вашей семье, ведь для нас семья, и гармоничное развитие детей — это так важно!