Найти тему
Мгновение истории

Османский Барбаросса и его фортуна

Я расскажу тебе, дорогой читатель, историю, достойную “Сказок тысячи и одной ночи”, но случившуюся на самом деле. История мне свидетель. Она не ведёт своих героев прямыми дорогами , а вьёт причудливый узор их путей. Заставляет совершать невозможное, а нам позволяет заглянуть в её страницы и прочесть былую славу счастливцев и горечь поражения их соперников. Наш счастливец жил в “Великолепном” (для Османской империи, в основном) шестнадцатом веке и звали его Хайретдин Барбаросса(Рыжая Борода).

Хайретдин Барбаросса
Хайретдин Барбаросса

Фортуна не просто улыбалась ему при встрече. Он был настолько удачлив, что казалось, она сама просит его о свиданиях. Событие, о котором я поведаю, имело место случиться в 1538 году и известно нам, как сражение при Превезе.

Экскурс в историю

Зачем звать лису в курятник

Момент, когда Османы вступили в “Большую морскую игру”, в Европе, наверное, вовремя не заметили – были слишком заняты выяснением отношений всех со всеми. Внутренние феодальные усобицы, династические распри, делёж спорных территорий и религиозные конфликты делали европейские государства приманкой для завоевателя, аппетит которого со временем только растёт.

Настоящее противостояние исламским флотилиям на морях оказывала только Венецианская республика, которую мало кто желал поддерживать в этой борьбе. Возможно потому, что венецианцы действовали исключительно в своих интересах.

Более того, недальновидные европейские правители сами открывали уязвимые стороны, гласно и негласно заключая союзы с османами, пользуясь их военной помощью против своих врагов. Наёмник легко превратится в завоевателя, как только семена его амбиций упадут на подходящую почву.

Полностью предотвратить экспансию осман было невозможно. Но осознание общей угрозы и своевременная консолидация европейцев вполне могли бы помочь защитить берега Южной Европы от дерзких набегов турок. И этим предотвратить многие беды. Но что произошло - то произошло, История сослагательным наклонением не пользуется.

Шестнадцатый век. Османская империя достигла пика своего величия и добивается положения “морской хозяйки”. В 1522 году захвачен Родос и восточное средиземноморье с его морскими путями и портами становится подконтрольным Порте. “Старушке” – Европе в этот момент хорошо бы “очнуться”и объединиться против опасного соперника, но она умудрилась проспать и его.

Султан – флибустьер на службе у Османского правителя

Наверное, каждый уважающий себя монарх 16 века, обладающий флотом, имел собственного “прикормленного” пирата. Вспомните капитана Френсиса Дрейка эпохи Елизаветы Тюдор или капера Карстена Роде на службе у Ивана Грозного.

Турецкий султан Сулейман Великолепный (1520-1566 годы султаната) получил в наследство от отца Селима Грозного внушительную флотилию и союзнические отношения с алжирскими пиратами, признавшими верховную власть правителя Османской империи.

Одним из этих пиратов был младший брат самопровозглашённого султана Алжира, Барбароссы Первого – Хызыр-реис, провозгласивший себя Барбароссой Вторым после смерти брата. Брат тоже оставил младшему Барбароссе в наследство флотилию и политику захвата новых земель, которую тот успешно продолжил.

Говорят, “рыжим” везёт. Может быть. Несмотря, на то, что бороду Барбаросса подкрашивал, в знак преемственности от своего “натурально” рыжебородого брата, везучесть этого человека поразительна. При осаде испанцами стен города Алжира, Барбаросса отказался сдать или покинуть город, несмотря на осаду с суши и моря.

Испанцы отложили запланированный штурм в ожидании подкрепления и в это время внезапная буря уничтожила 26 их кораблей и около 4000 солдат. С остатками осаждающих Барбаросса легко справился силами гарнизона, выйдя победителем из тяжёлой ситуации.

Сулейман Великолепный назначил Барбароссу главнокомандующим своего флота и бейлербеем Африки. В известном сериале Хызыр-реиса называют капудан-пашой. Это, скорее всего, историческая неточность. Звание капудан-паши введено позже, во второй половине 16 века и официально применено по отношению к другому главнокомандующему флотом – Синану-паше.

Хызыр-реис и султан Сулейман. Кадр из сериала "Великолепный век"
Хызыр-реис и султан Сулейман. Кадр из сериала "Великолепный век"

Но возвращаемся к Барбароссе. Спокойной старости он явно не желал, не был увлечён жизнью и карьерой на “твёрдой” земле. Вместо них он развернул такую активную военно-пиратскую деятельность во славу султана Сулеймана, что европейцам, наконец, стало понятно - пора предпринимать что-то совместными усилиями.

Ещё один “крестовый поход”

После разорения флотом Барбароссы Калабрии, захвата Османами Апулии, Наксосского герцогства и многих островов в Эгейском море в 1537 году, Папа Павел III инициировал создание “Священной лиги”, в которую вошли Испания, Генуя, Венеция и Папская область. 8 февраля 1538 года в Риме был подписан текст соглашения по коалиции, флоты которой должны были прибыть на Корфу. Против Барбароссы были направлены более 150 галер и галеонов и более 60 тыс. солдат. Общее руководство флотом (“capitan generale”) было возложено на адмирала Андреа Дориа, генуэзца на службе у Карла V. Такого же старого “морского волка” и не менее опытного флотоводца, чем Барбаросса.

Если уж современники изобразили Дориа в образе Нептуна, то сомневаться в его морском опыте не приходится.

Андреа Дориа в образе Нептуна. Портрет создан Аньоло ди Козимо ди Мариано (Бронзино) 16 век.
Андреа Дориа в образе Нептуна. Портрет создан Аньоло ди Козимо ди Мариано (Бронзино) 16 век.

“Охота” началась. Эти двое стоили друг-друга, хотя у осман и галер и солдат было меньше. И вот тут начинается самое интересное…

Капкан для крупной добычи

Превеза – небольшой греческий городок, стоящий на берегу залива Амвракикос в Ионическом море. Османы, завоевавшие эти земли, построилив 15 веке в Превезе укреплённый замок Бука, контролирующий улицы города и вход в залив.

Некоторые источники утверждают, что флот Хайретдина оказался в заливе, чтобы сделать мелкий ремонт и был просто выслежен. Сейчас причину нельзя установить с полной достоверностью. Но какой бы она ни была, Фортуна Хайретдина чуть не допустила оплошность, позволив ему оказаться в “мышеловке”.

Замок Бука. Гравюра 1605 год. Джованни Орланди.
Замок Бука. Гравюра 1605 год. Джованни Орланди.

Карта острова демонстрирует, что вход в залив легко контролировать и перекрыть. Суда, оказавшиеся в заливе, окажутся замкнутыми. В этом “капкане” Дориа собирался уничтожить флот Хайретдина. Он просчитал арифметически точную тактику действий. Что касается планов Карла V на эту кампанию, то он рассчитывал, что в результате будут уничтожены основные силы османского флота.

“Fortes fortuna adiuvat”

Но Фортуна любит смелых. На наступление Хайретдин решился первым. Он неожиданно напал на христианский флот, стоящий на якоре у о-ва Сессола. Утром 28 сентября Дориа увидел, что галеры осман вышли из-под защиты укреплений и движутся в его сторону и отдал приказ к атаке. Но его парусники из-за штиля были вынуждены оставаться на месте. Маневры успехом не увенчались. Галеры лиги вступали в бой разрозненными группами. И так, по частям уничтожались османами.

Так в 19 веке битву у Превезы изобразили османские художники Осман Нури-паша и Ованнес Умед Бехзад.
Так в 19 веке битву у Превезы изобразили османские художники Осман Нури-паша и Ованнес Умед Бехзад.

Ветер наконец, поднялся, дав шанс христианским парусникам, но лёгкие османские галеры оказались маневреннее тяжёлых парусников, боявшихся слишком близко подойти к берегу. Численное, оружейное и корабельное превосходство не спасло флот Священной лиги. В результате битвы 13 кораблей было потоплено, 36 – захвачено. Дориа отступил и через пару дней совсем окинул архипелаг. Турки потерь в кораблях не имели. Удача опять не только спасла, но и прославила Хызыр-реиса.

Картина боя у Превезы до сих пор остаётся не полностью выясненной из-за разночтения источников. Утверждают, что даже сам Барбаросса не сразу поверил в свою победу. Но нас интересуют не её детали, а тот факт, что Дориа, пытаясь загнать Хайретдина Барбароссу в ловушку, сам из ловца чуть не превратился в добычу.

Османский флот надолго “обезвредил” своих христианских соперников, а удачливый Хызыр-реис, “бейлербей морей” снискал ещё немало побед и славы себе и султану Сулейману.