В этой статье разберём почему же выживание в метрополитене, как это было описано в «Метро» Глуховского было бы невозможно.
Ну начать нужно с того, что любой метрополитен проектируется исходя из своего предназначения – перевозки пассажиров. Это его основная (функция. Использование метро в качестве бомбоубежища связано только лишь с тем, что тоннели и станции размещаются глубоко под землей, чтобы не пересекаться с городскими коммуникациями: канализацией, кабельными линиями (связи, электроснабжения), а также наземными транспортными магистралями. Именно это и делает метро быстрым и безопасным городским транспортом. Поэтому все технические помещения метрополитена имеют исключительно утилитарную функцию – обеспечивать работу метро. Никто и никогда не проектировал размещение в них складов с продовольствием, медикаментами, одеждой и прочими предметами первой необходимости – это очень значительно увеличило бы расходы при прокладывании линий метро и строительства станций. А это и без того, достаточно дорогое удовольствие. Не зря же метро строят исключительно только в городах, население которых превышает миллион человек. Конечно в ожидании ядерного удара, городские власти вполне могли распорядиться о создании в метро необходимых запасов, но как мы помним из книги бомбардировка стала неожиданной. По крайней мере город к этому никто не готовил – из книги четко видно, что шла обычная повседневная деятельность: сирены зазвучали практически в последний момент и спаслись только те, кто находился в метро или был недалеко от входов и успел спуститься под землю до закрытия гермодверей. Но даже при таком коротком времени, которое было у людей должно было спастись немало народу. Если кто ездил в московском метро, то знает – вагоны всегда полны, хоть и не битком. Плюс люди успевшие спуститься с поверхности – приличное количество должно получиться. И вот вся эта масса спасенных будет хотеть есть и пить. И где бы они в первое время брали все это? Ведь на поверхность ходу нет – радиоактивная пыль, гарь от многочисленных пожаров. Несколько дней то уж точно никто бы не стал открывать гермодвери. Да и впоследствии на поверхность тоже не особо выйдешь – согласно описанию там сильная радиация, при чем на долгие годы (это конечно нереально, но об этом можно поговорить в отдельной статье). Таким образом покинуть метро люди не могут, а запасов еды нет. В такой перспективе только смерть от голода. Но помимо голода есть еще ряд факторов, которые бы не способствовали длительному нахождению в метро большого количества людей. Это воздушные и водяные насосы. Первые закачивают в метро воздух, а вторые откачивают просачивающуюся воду. В условиях случившейся ядерной бомбардировки они бы остановились из-за прекращения подачи электроэнергии. Резервные источники конечно в метро имеются, но если они и рассчитаны на питание этих насосов, то только на очень непродолжительное время. А без откачивания воды значительная часть метро была бы затоплена за несколько недель я думаю. Так что по итогу, пересидев день-два под землей люди должны были бы покинуть метро, да и сам разрушенный город тоже.
Мне сейчас, наверное, возразят, что можно было бы необходимое продовольствие раздобыть, обшаривая магазины и торговые центры, расположенные в более-менее уцелевших районах города. Да, первое время такое возможно, но при этом вы должны учесть несколько факторов. Во-первых, больших запасов в таких местах нет – на день-два торговли. Основные запасы находятся на продовольственных базах и логистических центрах сетевых гипермаркетов. А они, как правило, расположены на окраинах города, а то и за его пределами. Ну и во-вторых не стоит забывать, что люди уцелели не только в метро, но и на поверхности. Вряд-ли они будут гореть желанием делиться с кем-либо. В условиях отсутствия центрального управления наступит полная анархия со всеми вытекающими последствиями. И к тому же, в отличие от спасшихся в метро, выжившие на поверхности будут уже вооружены. Они конечно в последствии покинут город, но наведываться все же будут, так как помимо еды на развалинах можно поживиться и непродовольственными предметами.
Таким образом без еды, с неработающей вентиляцией и находясь под угрозой затопления метро явно не тянет на место, подходящее для длительного пребывания. Поэтому в реальности метро очень быстро опустеет, по тем или иным причинам.