Найти тему
16,1K подписчиков

Альбомная классика: Peter Gabriel "So"

715 прочитали

Любому гению нужны деньги, или умение вовремя сменить эксцентричность на эклектичность.

Обложка LP "So"
Обложка LP "So"

Десятилетием ранее, в 1975 году Питер Гэбриел покинул Genesis, группу, сооснователем которой он был, и вместе с ней вошел в пантеон королевской семьи прог-рока. С этих пор он полностью отдал себя концептуальному искусству и самоотверженно продвигал высокие музыкальные идеалы в мир без границ, пытаясь интернационализировать своё творчество с помощью других языков.

Рассматриваемый многими как творческий стержень группы, Гэбриел был известен тем, что воплощал мифический мистицизм текстов в сценических шоу. Он надевал диковинные наряды. Представал с виде пирамиды, или подсолнуха, или вовсе создавал вымышленных персонажей. Все эти выкрутасы пограничного сознания Гэбриэла несомненно вошли в золотой фонд наследия постмодернистского искусства, но как говорится голую эксцентричность на хлеб не намажешь.

В тоже время, более рациональный Фил Коллинз успешно заменил коллегу на вокале в Генезисе и выпустил парочку успешных "сольников", что позволило ему выступить в 1985 году на Live Aid в ранге суперзвезды. Всё дело в том, что статус звезды предполагает работоспособность и ответственность перед многими людьми.

А наш герой на протяжении четырех альбомов не был связан ни сроками, ни какими-либо обязательствами. Делал, что хотел, правда не от лучшей жизни. Параллельно Питеру приходилось решать очень много семейных проблем, поэтому свободный график музыканту оказался очень необходим.

В 1984 году работа над саундтреком к фильму Алана Паркера "Птичка" ("Birdy") свела Питера с продюсером Даниэлем Лануа (Daniel Lanois), который на сегодняшний день входит в первую пятерку наиболее значимых представителей данной профессии.

Габриела заинтересовали возможности Лануа по созданию уникальной атмосферы в отношении собственного творчества. Дэниель как известно сотрудничал с великим мастером оригинального саунда Брайаном Ино и в этом деле им не было равных.

В 1985 году Гэбриел чувствовал себя очень измотанным. Около трех лет тому назад он завершил очередной тур и не мог долгое время выйти из состояния опустошенности, пока не созрело желание вернуться в традиционный формат. В Лануа наш мрачный отшельник увидел того, кто мог помочь вернуться в мир позитива и мейнстрима.

Хотя то, что получилось в итоге, нельзя назвать эликсиром веселья. Когда с небес льет "Красный Дождь" ("Red Rain"), то планета, как минимум больна.

Трудно было ожидать розовых пузыриков в творчестве Питера, ведь с момента выхода предыдущего лонгплея в 1982 году, как мы уже говорили, у Гэбриеля накопились только печальные эмоции.

ЦИТАТА
Питер Гэбриел о работе на "So":
“На этом альбоме я выплеснул много эмоций. Музыка всегда была для меня терапией. В нём идея катарсиса, которая лежит в сфере моей печали. Это как в блюзе. Когда я могу выплеснуть энергию, я внезапно чувствую себя более живым, как будто во мне пульсирует новая кровь. Это лучше, чем просто пытаться подавить эти эмоции".
Из интервью Rolling Stone, 1986

То есть, как и любой талантливый артист, Гэбриел рассматривает свою аудиторию как коллективного психотерапевта, который всегда может тебя выслушать. Интересно, а что делать с теми поклонниками, которые принимают это всё близко к сердцу...

Не сдаваться. "Донт Гив Ап" поют Гэбриел и Кейт Буш.

Пластинку записывали в коровнике загородного дома Эшкомб-Хаус, Сомерсет, Англия. Чтобы избежать огромных издержек при работе в профессиональной студии, несобранному и неисполнительному Гэбриелю пришлось самостоятельно купить оборудование и установить его в хлеву.

Готовить альбом начали в феврале 1985 года втроем: Гэбриел, Лануа и гитарист Дэвид Роудс (David Rhodes) из Talk Talk. Работа шла весело и привела через несколько месяцев к необходимому списку приглашенных музыкантов.

В итоге в титрах появились: британская певица Кейт Буш, французский перкуссионист Ману Катче, сенегальский певец Юссу Н'Дур, трубач Уэйн Джексон (который играл с Отисом Реддингом, когда Габриэль увидел его на концерте в 1967 году) и мастер вертикального баса Тони Левин. Все непререкаемые авторитеты в своей области, которые привнесли в эклектичную атмосферу лонгплея необходимую аутентичность. Для Питера было важно подчеркнуть звуки, которые он услышал во время своих путешествий – особенно те, что проходили в Африке, Южной Америке и Испании. Весь трек лист "So" прошит музыкой мира.

ФАКТЫ
Альбом записывался почти год с февраля по декабрь 1985 года. В истории Гэбриеля это самый короткий срок. Добиться такого результата помог Лануа, поскольку он привык работать гораздо быстрее и рассчитывал уложиться в месяц. Чтобы ускорить процесс продюсер ломал телефоны и закрывал Питера в комнате, чтобы он завершил написание текстов.
Звукозаписывающая компания Charisma Records отказывалась выпускать пластинку с названием Peter Gabriel, как это было с его предыдущими четырьмя альбомами. Кроме того, они хотели поместить его фотографию на обложку.
Гэбриел, понимая, что он сделал альбом для массовой аудитории, неохотно согласился, назвав его "Итак" из-за того, что это пустое и бессмысленное слово, и оно хорошо смотрится на обложке графически.
Обратная сторона обложки LP "So"
Обратная сторона обложки LP "So"

Коммерческий успех альбома, а он стал самым прибыльным в карьере экс-фронтмена Genesis, придал Гэбриелю уверенности двигаться в направлении world beat. Вскоре он создал лейбл Real World Studios, при поддержке которого в сфере этно-поп музыки появилось немало интересных имен. В том числе, Afro Celt Sound System, Ashkhabad, Värttinä, Ozomatli и др.