Каждый ребенок уникален, у каждого есть свои таланты и способности. Но стоит ли считать дошкольника, которому удалось собрать конструктор не по возрасту, одаренным? Размышляет наш блогер Анна.
Видеть в каждом ребенке гения — тренд сравнительно недавний. Сперва в системе образования появились отдельные кружки и мероприятия для «одаренных» детей, а лет 7-8 назад возникла новая идея: одаренными, мол, являются все дети, задача педагога — эту одаренность выявить и развить.
Сам термин «одаренность» в педагогической литературе разъясняется как «наличие у ребенка способностей к одному или нескольким видам деятельности, которые определяют его возможность достичь успехов в этом виде деятельности на уровне выше среднего». Мне это определение кажется не очень понятным: как выявить способности? И, главное, как понять, что ребенок достиг успехов «выше среднего»?
Я уверена, что нет у большинства детей никаких особенных способностей. А внушать детям, что они «одаренные» — значит, портить им жизнь. Конечно, бывает, что ребенок проявляется интерес к музыке или спорту, и у него получается. Но без преподавателя, тренера и каждодневного адского труда вся эта «одаренность» никому не нужна.
Я, например, плохо училась в школе, но победила во Всероссийской олимпиаде. В 2006-м году, как и сейчас, это давало возможность поступить в любой вуз России без вступительных экзаменов. Я одаренная? Вот уж нет — просто 9, 10 и 11 класс я сидела как прикованная над учебниками биологии и химии. Нет и не было у меня никакой одаренности, было желание попасть в СПбГУ. Я не была умной, и никогда себя такой не считала. В университете на моем курсе было полно ребят, которые были значительно умнее меня. Я прекрасно понимала (хотя на первом курсе мне было всего 16 лет), что если хочу окончить вуз, а не слиться после первой сессии, я должна ходить на все лекции и семинары, много читать, заниматься больше, чем те, кто умнее меня. И никакой гениальности — только труд и упорство.
Еще пример: мой ребенок лет с трех круто собирает конструктор — нравится ему процесс. Сейчас ему 6, он может собрать набор из 3000 деталей, и с инструкцией и без инструкции — всякие машины, самолеты и дома у него получаются быстро и точно. А еще он хорошо считает. Он одаренный? Да нет, конечно. Пишет он ужасно (еще и левша), буквы терпеть не может, рисует плохо. Кто-то недавно сказал, что у него талант к конструированию. А я ответила, что нет у него никакого таланта — чтобы что-то хорошо делать, надо много учиться и работать.
Недавно я была в деревне, там каждый второй — одаренный. Одна женщина выучила английский, пока занималась с сыном-семиклассником (он тоже его освоил «в совершенстве»), вторая, оказывается, знает наизусть все законы, у третьей сын готовится к школе в саду по специальной программе для одаренных (хотя сад логопедический, где вообще-то коррекционную работу проводят).
Иногда от некоторых учителей-коллег слышу, что, мол, этот ребенок одаренный, у этого высокий интеллект, а этот тупой. Каждый раз хочется бурно возразить: нет никакого высокого и низкого интеллекта! Есть разный уровень подготовки. Зачем внушать своим и чужим детям, что они одаренные? Я не знаю. Но знаю, что кончится это плохо. Дети должны знать, что они не лучше и не хуже всех (для родителей, конечно, самые любимые и лучшие), но в целом — они как все. А труд куда важнее одаренности.
Внушаете своим детям, что они одаренные или талантливые? Что они лучше других? С какой целью?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Kiselev Andrey Valerevich / Shutterstock / Fotodom