-Сейчас на бульваре мне объяснилась в любви 17-летняя девочка. А ведь мне уже за семьдесят!
Жена пожала плечами:
-Ты обречен покорять женские сердца....
В Центре Гиляровского открылась выставка «Сергей Лемешев. Кумир и его время», посвященная одному из самых известных советских оперных певцов.
Поклонницы сходили по нему с ума, их называли «лемешистками»
В 1940 г вышел фильм «Музыкальная история», где Лемешев сыграл талантливого шофёра такси Петю, который становится оперным певцом.
Картину посмотрели почти 18 миллионов человек за год и на Лемешева обрушилась белённая популярность.
Поклонницы караулили его везде : у дома , у Большого театра, задаривали подарками, тратили все деньги на билеты, чтобы увидеть выступления своего кумира, делали альбомы посвящённые певцу.
Такие альбомы можно увидеть на выставке. Это альбомы с вырезками из газет, где упоминалось имя артиста, альбомы с признаниями в любви или стихами.
Состоятельные «лемешистки» снимали квартиры и комнаты на улице Горького( ныне Тверская), в домах напротив жилища кумира. Вооружившись подзорными трубами,они наблюдали за всем, что происходит у Лемешева дома.
«Один раз они всю лестницу, от первого до шестого этажа, уставили корзинами с цветами! — рассказывала его дочь Мария Лемешева. — Обнаружила я это только потому, что лифт был занят, и я побежала домой по лестнице. А так никто и не узнал бы про цветы. Помню, я тогда подумала, что есть и положительные стороны у славы…»
Лемешев был женат 5 раз. Для его жён такое внимание поклонниц было настоящим испытанием. Вторая жена ушла от него, не выдержав постоянного напора фанаток. Четвертую супругу, оперную певицу Ирину Масленникову, чуть не убили прямо на сцене, сбросив на нее с верхнего яруса два мешка медяков.
На выставке представлен печатный экземпляр сборника стихов поэтессы Елена Невежиной, одной из поклонниц:
Эта сладостная нега
В Вашем голосе свирельном,
Эта молодость и жажда,
И мечта о беспредельном!
Продала б я душу черту,
Как то сделал доктор Фауст,
Только б вечно мне Вас слушать
Без антрактов и без пауз.
Невежина была одной из немногих , кого принимали в доме Лемешева,они подружились и певец оставлял всегда ей Билеты на свои спектакли.
На выставке представлены личные вещи Лемешева: его любимое кресло, автоматические карандаши, блокнот, очки.
Лемешев был модником. Мы увидим его галстуки, зонт-трость, концертную рубашку . Все это было сохранено и передано благодаря последней пятой жене, дворянке, -оперной певице Вере Кудрявцевой.
В последний раз Лемешев вышел на сцену Брльшого театра в образе Ленского 13 ноября 1965 года. Мария Лемешева вспоминала, что ему пришлось уйти из-за внутритеатральных интриг и он очень переживал по этому поводу. После увольнения артист перенес первый инфаркт, потом — еще три.
Об этом и других фактах его жизни повествуют надписи на стенах выставочного пространства. Честно говоря, я не знала о том, что такого большого артиста так мелко и гадко уволили из Большого. Грустно было читать на стенах эти факты последних лет жизни артиста.
Выставка открыта до 18 сентября 2022.
Цена -200 ₽ ( льготный 100 ₽, студенты -бесплатно.
Рекомендую с экскурсией, потому что 👇
цена посещения с экскурсией всего 250 ₽ ( льготный -150), а информации и удовольствия в разы больше.
Выставка небольшая, я бы даже сказала очень скромная, разместилась на 2-х этажах пространства. Лемешев- фигура очень значительная в нашей культуре, а о выставке я узнала случайно(хоть всегда и в курсе разных культурных новостей). Туда меня затащила знакомая- филолог, которую я случайно встретила на Тверской.
Мне стало очень грустно и неловко за то, что выставка Цоя в Манеже (!) была масштабная, грандиозная, интересная, а выставка Лемешева не шла с ней ни в какое сравнение ни по размаху, ни по количеству представленных материалов и вещей. Масштаб этих двух личностей даже нельзя сравнивать,ну только если масштабами обожания поклонников.
Но спасибо и за эту выставку о великом теноре. Я пришла домой и полночи уже «догонялась» в интернете информацией о Лемешеве. Очень было интересно читать о нем, выходце из крестьянской семьи, красавце, ставшим кумиром миллионов советских людей, а особенно женской половины. И я даже пожалела, что родилась гораздо позже и не могу вживую на себе «проверить» это завораживание от волшебного голоса певца.