Архивы всегда были достаточно закрытыми учреждениями. До 1918 года большинство из них были ведомственными, куда попасть обычному интересующемуся было практически невозможно. А уж епархиальные архивы - это вообще неприступная крепость, которую не взять было даже губернатору. Что такое сейчас епархиальные архивы? Это всеми любимые метрические книги и исповедные росписи. В середине XIX века вы бы их в глаза не увидели. Рассказ мой будет о том, как в середине XIX века Рязанские историки пытались добраться до епархиального архива Рязанской духовной консистории и что из этого вышло.
В 1835 году в Рязанской губернии был учрежден Рязанский губернский статистический комитет, который подчинялся Статистическому отделению Министерства внутренних дел. Местные статистические комитеты были задуманы для более квалифицированной подготовки статистической части годовых губернских отчетов. Они сыграли большую роль как центры накапливания, сбора и осмысливания материалов о самых различных сторонах российской жизни. На статистические губернские комитеты возлагалась обязанность по изучению местной старины, этнографии, истории промыслов, а так же церковной истории. Но как изучать церковную и историю без церковных архивов?
Официально главой местных статистических комитетов являлся губернатор. Так же в их состав входили: вице-губернатор, прокурор, руководители ряда губернский ведомств, представители духовной консистории, предводитель дворянства. Впоследствии непременными членами комитетов стали председатели казенных палат, палат государственных имуществ, городской голова, начальники кадастровых отрядов и др. для решения некоторых вопросов привлекались предприниматели. Однако, в силу своей занятости, непременные члены статистических комитетов не могли выполнять возложенные на комитет «научные» задачи, поэтому состав комитета дополнялся добровольными помощниками – членами-корреспондентами. «…В это звание должны быть приглашены и избираемы только лица, которые по любви к науке, по общественным интересам и по образованию своему, могут трудами своими принести пользу статистике, в деле распространения изучения губернии, особенно важно в этом отношении участие духовенства».
Заметную роль в работе комитета по изучению сыграл рязанский архиепископ Гавриил (Городков). Он не состоял непременным членом и не был членом-корреспондентом комитета, однако, именно к нему председатель статистического комитета обратился с просьбой о предоставлении необходимых сведений по церковной истории. И пока он занимал рязанскую кафедру, проблем у статистического комитета при взаимодействии с епархией не было. Только в 1859 году архиепископу Гавриилу будет предложено стать членом комитета, когда он уже находился на покое. Вместе с ним членство в статистическом комитете было предложено новому архиепископу Смарагду и ректору духовной семинарии Макарию (Миролюбову). Однако, архиепископ Гавриил ответил, что по старости и болезни не может исполнить ожиданий комитета, а потому и не может принять на себя звание постоянного члена. От остальных «духовных особ» не было никакого ответа.
В начале управления Рязанской епархией архиепископом Смарагдом сотрудничество Рязанского статистического комитета и духовной консистории продолжалось, однако, постепенно доступ к документам, хранящимся в консисторском архиве, стал затрудняться. На обращение сотрудников комитета с просьбой о дозволении секретарю комитета пользоваться необходимыми для статистического комитета сведениями в духовной консистории и семинарском правлении, не входя по этому поводу в переписку каждый раз, когда встретиться надобность в тех или других сведениях и справках, положительный ответ так и не был получен.
В 1860 году в канцелярию синодального обер-прокурора поступило письмо председателя Рязанского статистического комитета местного губернатора Н.М. Муравьева. Доношение содержало информацию о том, что несколько гражданских лиц, проживающих в Рязани, изъявили желание к составлению истории Рязанской епархии. Возглавить работу должен был учитель истории губернской гимназии Дмитрий Николаевич Григоров. Высказывая собственное мнение губернатор писал: «…Искренно желая всякого успеха для приведения в исполнение означенного предложения, т.к. история Рязанской епархии до сего времени не была разработана надлежащим образом, и, имея в виду, что архив здешней консистории представляет много интересных фактов составителю этой истории, я лично просил архиепископа местного Смарагда открыть Григорову доступ в архив Рязанской консистории, но его Высокопреосвященство отказал мне в этом под тем предлогом, что история Рязанской епархии должна быть составлена лицами духовного ведомства, а не светскими писателями». Однако Синод оставил решение этого вопроса на усмотрение консистории, поэтому отрицательный ответ архиепископа Смарагда остался в силе. Доступ к документам, относящимся к духовному ведомству, открылся только в период деятельности Рязанской ученой архивной комиссии и только ее членам.
Когда в августе 1861 года статкомитет начал сбор сведений о количестве земли, занятой церквами и монастырями в губернии, из консистории был получен ответ о том, что «ею предписано всем настоятелям и настоятельницам монастырей, равно и благочинным, чтобы они требуемые сведения о землях доставили в консисторию не позже 1 октября сего года». На заседании комитета 20 декабря было составлено новое письмо в консисторию архиепископу Смарагду с просьбой «понудить подведомственную его высокопреосвященству духовную консисторию к исполнению требования статистического комитета 19 августа 1861 года», т.к. к концу года комитет не получил никакого ответа от консистории. Необходимые сведения были получены только в феврале 1862 года.
В конце 1863 года на заседании комитета заслушивался доклад с программой, составленной Археологической комиссией, по которой следовало «все сведения о находящихся в России памятниках древности, относящихся к отечественной истории и к жизни народов, обитавших некогда на пространствах занимаемых ныне Россией приводить в известность». После получения программы и записки из Археологической комиссии на заседании комитета вновь был поставлен вопрос, о доступе к материалам по истории Рязанской епархии, собранными членами особого комитета при духовной консистории. Члены статистического комитета возлагали большие надежды на программу Археологической комиссии. На заседании комитета отмечалось, что она «может дать исход этому залежавшемуся и забытому собранию источников, интересных в археологическом отношении». Так же говорилось о тех попытках, которые делал статистический комитет, для того, чтобы «войти в ближайшее сношение с духовенством с целью вызвать его сочувствие и деятельное участие комитету в статистических изысканиях». Однако все попытки оставались бесплодными и не удостаивались даже простого ответа на приглашения.
Эта «закрытость» ослабла в 1866 году вследствие нескольких указов Святейшего Синода. Но это уже совершенно другая история.
Спасибо, что дочитали до конца)
#генеалогия #Рязань #родословная #архив #история #поисквархиве #Рязаньтуризм #рязанскаяепархия #статистика#епархия