Режиссер: Алекс де ла Иглесиа
Испания 2021
В чем состоит основная сюжетная интрига любого слешера? В какой очередности и каким образом будут убиты традиционные герои-маски, а также, но в меньшей степени, волнует мотив убийцы. Придумать в этой схеме что-то оригинальное довольно сложно, если, конечно, не брать деконструкцию, как например в «Хижине в лесу». Испанские кинематографисты тем не менее постарались.
В фильме с довольно дурацким названием «Венецияфрения» безумный маньяк-убийца, облачённый в костюм Риголетто, орудует на улицах Венеции, напевая «Si vendetta». Расправляется же он с жертвами не потому, что мама в детстве запрещала ему всякое и теперь у него психологическая травма, не потому, что он эстетствующий меланхолик--мизантроп, нет. Просто люди на улицах Венеции — туристы. Мотивация может и странная, но не для жителей туристических центров. Полагаю, довольно многие обитатели Венеции северной вполне поймут этого чудака.
Кино рассказывает нам историю, как в Венецию прибывает группа туристов из Испании. Я, кстати, весь фильм гадал, что б могло статься в этом раскладе с американцами, если соседей испанцев так привечают. Туристы приплыли на огромном круизном лайнере. Это важно. И прямо с причала их приветствуют радушные венецианцы скандированием лозунга: «Вон отсюда!». По ходу развития сюжета группа испанцев немного редеет в следствие всяких шуточек Риголетто. Кто выживет, говорить не буду, скажу только, что тут авторы решили почти не отклоняться от канона.
Если смотреть это кино как очередной слешер, то вряд ли он покажется любопытным. Самое интересное там в том, что фильм, прикрываясь слешером, впрочем, прикрываясь довольно неуклюже и плохо, пытается рассказать о проблемах Старой Европы. Безумный Риголетто и Чумной доктор, персонаж, о котором я ничего не хотел бы говорить, чтоб не разрушать и без того бесхитростную интригу, являют собой жителей старого европейского города с богатой историей, города, насыщенного архитектурным красотами и овеянного причудливыми мифами. Они являются свидетелями и соучастниками того, как этот город, эта история превращаются в замыленную картинку. Они с ужасом глядят, стоя на маленьком мосту через канал, как величественную панораму закрывает айсбергом огромный круизный лайнер. Красивый сам по себе, среди Венеции он производит впечатление чудовищного уродливого монстра. Ну как может относиться к порхающим стайкам туристов простой интеллигентный старик в кафе, если эти, с круизных лайнеров, только скользят по поверхности города, не пытаясь даже вникнуть и понять это место и его историю. Если они готовы радостно делать селфи, присутствуя при жестоком убийстве, так как считают его просто игрой. Если они все на свете считают просто игрой.
Мне сложно говорить, как там все происходит внутри, но судя по этой работе, новая единая Европа не очень устраивает даже соседей по географии. И вот, на защиту старой доброй Европы поднимаются безумный шут Риголетто и мрачный Чумной доктор. Конечно, они плохие, конечно, это неверный метод, «но в главном-то они правы...»
Специально для жителей Северной Венеции: в фильме есть мосты, каналы, нелюбовь к туристам и расчленёнка. Должен зайти на ура, я считаю.