Найти в Дзене
WWI/WWII в кино

"Жила-была одна баба" Андрея Смирнова.

"Давно на экраны не выходил фильм такой эпической мощи".

Российская газета, 26.10. 2011.

И я с этим соглашусь! Всем привет.

Этот фильм я когда-то смотрел в передаче Александра Гордона "Закрытый показ". То была премьера полнометражной версии, после чего фильм долго и горячо обсуждали. Такое кино вряд ли кого оставит равнодушным.

И вот вчера я наконец досмотрел пятисерийный вариант этой могучей, эпической картины, снять которую Андрей Смирнов стремился много лет. Замысел созрел ещё в далёкие советские времена, но реализован был лишь в 2011. В 2014 вышел мини-сериал.

Много ли можно вспомнить фильмов, в которых показана кика?
Много ли можно вспомнить фильмов, в которых показана кика?

Пять серий названы именами пяти мужчин, что были в жизни главной героини, и её именем ("Иван", "Александр", "Малафей", "Давыд", "Варвара"). Нам показывают жизнь дореволюционных крестьян Тамбовской губернии, причём вполне объективно. Ни тебе светлой сказочной Руси с молочными реками и кисельными берегами, ни тебе сплошь чернухи, где всё было плохо, мрак и отчаяние. Нет, всё довольно взвешенно и убедительно. Есть и тяжёлая работа, непростая доля хлебороба, есть и пьянки-гулянки, любовь и ссоры, драки и шутки-прибаутки.

Что добрые странники шутят на свадьбе, когда их угощают с- это я лучше тут не буду писать.
Что добрые странники шутят на свадьбе, когда их угощают с- это я лучше тут не буду писать.

При написании сценария, кстати, Андрей Смирнов использовал мотивы произведений Бунина, Шмелёва, Лескова и других мастеров русской прозы. И тут, конечно, никуда не уйти от споров о политике и истории. Ведь фильм как раз и поднимает эти извечные наши вопросы. Кто был прав тогда, чья правда правдивее, кто виноват в том, что всё дошло до жизни такой? И что с этим делать, и как дальше быть?

Режиссёр, впрочем, свои взгляды на описанные им события не скрывает. Более полно он их разъяснил в документальном фильме "Под говор пьяных мужичков". Там и о себе, и об отце, и о Гражданской войне, и о съёмках этого фильма. Показаны рабочие моменты, есть и интервью с местными, что принимали участие в съёмках и общались с режиссёром и съёмочной группой.

Варвара в первую брачную ночь.
Варвара в первую брачную ночь.

Что и говорить, выбор Дарьи Екамасовой на главную роль - верное решение. Баба получилась убедительной, и за пять серий мы проживаем с ней все эти страшные годы. Её бьют, насилуют, она рожает, побирается, работает, пытается выжить, не отчаивается, любит, отчаивается, снова насилуют её, снова пытается выжить, снова рожает ...

Роман Мадянов в роли свёкра.
Роман Мадянов в роли свёкра.

Можно много говорить о величавых пейзажах, тщательной работе с тамбовским акцентом (который, кстати, иной раз ну очень неразборчив, так что пришлось перематывать), о костюмах праздничных, повседневных и прочих. Но канал всё-таки о военном кино, вот на этой части и остановимся.

И тут сразу хочу предупредить, если кто не смотрел. Первой мировой в фильме толком и нет, ну разве что момент с объявлением народу о её начале и зимние проводы. Далее нас сразу перекидывает с войны империалистической на войну гражданскую.

"В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри ...".
"В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри ...".
"Православные, подайте Христа ради ... ". Не до тебя им, баба. Своих на войну провожают.
"Православные, подайте Христа ради ... ". Не до тебя им, баба. Своих на войну провожают.
... под тревожный гудок паровоза.
... под тревожный гудок паровоза.

Кто, что, во имя чего, с какого перепугу, с кем, на кой эта война - Варваре неясно и краткий курс истории и географии для неё проводит вернувшийся с фронта Давыд (Алексей Серебряков). Это для меня один из наиболее запомнившихся моментов. И смех и грех, грустно всё это - невежество и несвобода. Провожать родных на войну неизвестно с кем, с какими-то людьми, которых не видал никогда. Как они там прозываются и где вообще живут ... чтобы в итоге мужик вернулся и начал воевать уже с соседом.

"А энти ишо откудова взялися?"
"А энти ишо откудова взялися?"

Тут, кстати, надо отметить ещё важный момент. Как раз перед объявлением войны Варвара беседует с паломниками, и разговор идёт о широко известном легендарном образе града Китежа. На протяжении пяти серий героиня видит странные и смутные сны, где внезапно бьют и хлещут бурные потоки воды, отовсюду и без причины. Да и в финале фильма начинается вдруг потоп, что смывает вообще всё. А затем идёт цитата из сказания о Китеже, написанная старинным красивым уставом. Война и революция как потоп, не знающий жалости, не разбирающий правого и виноватого, "бунт бессмысленный и беспощадный".

Позиция режиссёра выражена вполне ясно. Было плохо при царе, стало ещё хуже после его падения. Новые деспоты пришли к власти, говоря от имени народа, чтобы в итоге этот самый народ восстал против них и был ими подавлен. Пищи для размышлений достаточно.

Вообще, спросить кого угодно, хоть с микрофоном на улице: какие художественные фильмы про зелёных в Гражданскую войну вы знаете? Ну-ка, что скажут люди, а? Вооот ...

Вот, кстати, и они. Песню "Трансвааль, страна моя" исполняет Юрий Шевчук.
Вот, кстати, и они. Песню "Трансвааль, страна моя" исполняет Юрий Шевчук.
Зелёная кокарда и зелёный нарукавный угол. Всё просто.
Зелёная кокарда и зелёный нарукавный угол. Всё просто.

Фильм ещё раз даёт понять простую мысль: в сторонке не дадут отсидеться ни те, ни эти. От имени народа всегда говорили и будут говорить что те, что другие, что третьи, пятые-десятые. И во имя народа у народа заберут всё, что потребуется, и не посмотрят на возражения. Вот и тут мы видим ту же проклятую карусель. Красные были - реквизировали и изымали, зелёные против них взбунтовались - тоже забирают ...

Алексей Серебряков в австрийском кепи - один из самых запоминающихся персонажей.
Алексей Серебряков в австрийском кепи - один из самых запоминающихся персонажей.

Так что куды крестьянину податься ... остаётся лишь терпеть да выживать вопреки всему.

Современному человеку, привыкшему к комфорту, трудно и представить, каково это - мыться в старом каком-то сарае золой.
Современному человеку, привыкшему к комфорту, трудно и представить, каково это - мыться в старом каком-то сарае золой.

Позиция режиссёра предельно ясна. Он осуждает красных, показывая насилие, творимое ими над крестьянами.

-14
Зато не царские казаки! Найдите 10 отличий, как говорится.
Зато не царские казаки! Найдите 10 отличий, как говорится.

В общем, не ждите никакого хэппи-энда.

-16

#гражданская война #драма #история