Россия — это люди и дом
У наших сограждан слово «Россия» вызывает только положительные ассоциации, семантическое поле наполнено различными темами: природа, история, архитектурные символы, города, животные, культура, литература, территория, армия и др. В первую тройку популярных ассоциаций вошли: государственные символы (12%); народ, люди (11%); Родина, дом (10%). По 7% назвали президента РФ В. Путина и природу России, Байкал и березу. Воспринимают страну как великую державу, силу и мощь еще 6%. В десятку наиболее популярных ассоциаций вошел и медведь (5%). Единство и братство, доброту и любовь, а также армию и флот назвали еще по 4% россиян. Значимую долю ассоциаций занимают исторические и политические отсылки: свобода и демократия, власть и правительство, справедливость и честность (по 3%), победа в Великой Отечественной войне, СССР, внутренняя политика, мирное небо (по 2%). В то же время каждый третий россиянин не смог дать ответ на вопрос, что для него олицетворяет Россию (27%).
Чаще всего Россия ассоциируется с домом и Родиной у россиян старшего возраста (15%), а у молодежи 18-24 лет чаще возникают ассоциации с народом, людьми (14%), природой (11%) и В. Путиным (10%). Мужчины давали ответ «армия и флот» в три раза чаще, чем женщины (6% vs. 2%).
О государственной символике
В государственной символике отражаются история государства и народа, его традиции и менталитет. Ежегодно с 1994 года 22 августа в России отмечается День государственного флага Российской Федерации. Флаг — один из важных символов государства, который отражает историю страны и объединяет граждан. Большинство россиян испытывают восхищение и гордость при виде государственного флага (66%), это выше на 5 п.п., чем в 2019 г. Еще 17% сообщили, что российский флаг вызывает у них симпатию. За весь период измерений с 2006 г. до 2017 г. этот показатель демонстрировал рост (минимум отмечен в 2007 г. — 48%, максимум в 2017 г. — 71%).
Как и флаг, государственный герб и гимн России вызывают у наших сограждан преимущественно гордость и восхищение (60% и 70% соответственно). С 2006 г. произошел постепенный переход от симпатии и безразличия в отношении государственных символов к укреплению чувства гордости и восхищения. В сравнении с 2006 г. доля россиян, безразличных к государственному гербу и гимну, сократилась в 1,5-2 раза. Отрицательные эмоции в отношении государственной символики сегодня возникают лишь у 3% россиян.
- Гордость и восхищение в отношении государственных символов чаще испытывают россияне старше 35 лет: гимн (72-75%), флаг (66-72%), герб (62-63%). Молодые росияне 18-34 лет чаще говорили о безразличии: гимн (14-16%), флаг (15-20%), герб (20-23%).
- Женщинам также в большей степени свойственны высокие патриотические чувства в сравнении с мужчинами: гимн (77% vs. 63%), флаг (71% vs. 59%), герб (64% vs. 55%).
- Значительное влияние на формирование чувств к государственной символике оказывает уровень урбанизации. Чем меньше численность населенного пункта, тем чаще люди говорят о гордости и восхищении: гимн (78% сельчан vs. 51% у жителей обеих столиц), флаг (78% vs. 47%), герб (70% vs. 39%).
- Жители Москвы и Санкт-Петербурга заметно чаще говорят о равнодушии к перечисленным государственным символам: гимн (19%), флаг (22%), герб (22%).
- Наиболее часто гордость и восхищение в отношении государственных символов возникают у женщин старшего возраста, проживающих на селе. А реже других подобные чувства испытывают молодые люди, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге.