Глава 20
Олег залечивал раны на половецких землях. Готовить новый поход не было ни сил ни желания, а о съезде князей новостей не было. Из-за данной Владимиру клятвы он не мог вернуться в Чернигов и что делать дальше даже не представлял. Тем временем Мстислав искал свидетелей и участников договора Олега и Владимира, заключённого при Стародубе. Ему удалось найти и епископа (получившего совсем недавно серьезное ранение, но выжившего) и свидетелей, на которых кто-то вел охоту. Дав всем этим людям убежище в Новгороде и пообещав запуганным людям полную неприкосновенность, он просил только одного - правды. Допрашивал Мстислав каждого отдельно, задавал наводящие вопросы, спрашивал о подробностях и те один в один повторяли версию Олега. Мстислав сделал запрос и в католическую церковь. Очень сильно был удивлен, когда узнал, что Изяслав действительно принял корону из рук папы. Теперь многое стало понятно и спустя пол года Новгородский князь кинул клич. Мужчина понимал, что вытащить Олега в Новгород и уж тем более в Киев - задача невыполнимая и боясь, что Черниговский князь вновь поведет на истерзанную русскую землю половцев, отправился в Чернигов.
Там новгородского князя встретили довольно доброжелательно. Возмужавший Всеволод давно принимал гостей сам и лишь по редким вопросам спрашивал совета матери. Узнав о том что в Чернигов едет Мстислав, Всеволод выстроил свою дружину вдоль дороги (по обе стороны), тем самым показывая мощь своей армии.
- Людей у княжича много - произнес Мстислав передвигаясь уже тридцать минут под пристальным взглядом черниговских воинов.
- Не так уж и много - хмыкнул ехавший рядом воевода - Тут ведь только первые два ряда закалённые бойцы, а присмотреться, так за ними старики да дети.
- Я это вижу. Но ведь и оружие для них есть и доспехи, а значит они могут встать на защиту своего правителя.
- Могут. Но мы ведь к ним не со злом едем. Судя по Олегу в Чернигове люди не хуже нас о чести и достоинстве знают.
- Твоя правда.
Вскоре Мстислав стоял перед Всеславом и княгиней. Спросив позволения первой поприветствовать хозяйку дома и получив разрешение, князь махнул рукой и возле него появились двое слуг. Они держали небольшие золоченые ларцы.
- Я наслышан о красоте жены Олега, но слухи оказались ложью. Вы не только прекрасны, но и умны.
- С чего вы это взяли? Я ведь кроме приветствий не сказала вам ни слова? - княгине не нравилась лесть и выражение лица выдало ее эмоции.
- Олег довольно долго отсутствует, а княжич был мал, когда его отец покинул город. Проезжая по вашим землям я видел поля, засеянные зерном, добротные дома, которым может позавидовать Новгород, счастливых людей, смотрящих на пришлых без страха. Это ваша заслуга и сделать такое мог человек большого ума.
Княгиня улыбнулась, речи ей понравились и чуть склонив голову женщина приняла комплимент. Мстислав приказал открыть сундуки и произнес:
- Памятуя о том, что Олега пытались ни раз отравить, я решил не привозить вам украшение в качестве подарка. Тут драгоценные слитки метала, а во втором - самоцветы. Думаю будет лучше, если вы закажете себе подарок у мастера, которому доверяете.
Речи Новгородского гостя все больше удивляли Черниговского княжича и располагали к дальнейшему общению. Всеволоду Мстислав подарил меч, снятый с пояса, в ответ же получил оружие Всеволода.
После приветствий и обмена подарками начались долгие переговоры о месте съезда. Всеволод был категорически против встречи в Чернигове, и поэтому съезд решено было провести в Любиче, на Черниговской земле. Сделав все приготовления совместно с Всеволодом Мстислав разослал гонцов князьям. Владимир, получивший от сына приглашение на съезд, пытался противиться сбору, но традиции есть традиции и нарушать их никто не собирался.
В 1097 году Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Давыд Игоревич, Василько Ростиславич, Давыд и Олег Святославичи съехались в Любече, в Черниговской земле, чтобы заключить мир. Князья договорились, что каждая линия княжеского рода отныне владеет своей вотчиной. За Святославичами закрепилось Черниговское княжество. Сам Чернигов был отдан во владение Давыду, Новгород-Северский — Олегу, а Ярославу — Рязань. При этом, по старшинству управлять всей Черниговской землёй ставился Олег именно он должен был представлять земли Святославичей, а после его смерти - один из его сынов.
Олег исходом съезда был доволен. Когда все разъехались и в гостях остался лишь Мстислав, у братьев завязался разговор:
- Столько лет ты вел войны за эту землю. Другой бы давно отчаялся, но ты, даже после падений и неудач, поднимался и продолжал идти к своей цели. Это достойно уважения.
- Владимир совершил единственную ошибку, за которую только сегодня получил наказание.
- Какую?
- Он отравил Феофано. Прямо перед смертью она написала мне письмо, в нем были строки - "Моя душа успокоится и отправится на небеса, только тогда, когда ты вернёшь свое."
- Вернуть свое... - красиво.
Олег будет править довольно долго, несколько раз съездит на княжеские съезды и будет разбирать споры дядьев и братьев и каждый такой разбор будет честным, несмотря на симпатии и антипатии к спорщикам, ведь он когда-то сам стал участником суда, на котором несмотря на родство между Мстиславом и Владимиром, его ситуация разбиралась беспристрастно.
Предыдущая глава здесь
Начало рассказа здесь (карта канала)