Независимое издание «Холод» опубликовало материал об инфраструктурных проектах в регионах России, реализацию которых из года в год откладывают из-за нехватки финансирования. В списке оказались мост через Лену в Якутии и Сахалинский мост, кольцевая автодорога во Владивостоке, метро в Омске и Челябинске, а также расселение сейсмонеустойчивых хрущёвок в Иркутской области. Регионы, в которых не могут воплотить в жизнь перечисленные проекты, взяли на себя обязательства по восстановлению городов, пострадавших во время боевых действий в ходе специальной военной операции.
Перед Новгородской областью в этом смысле стоят более скромные задачи. Как пояснял губернатор Андрей Никитин, регион в подшефном Васильевском районе будет помогать вставлять выбитые окна, обучать чиновников и специалистов других направлений, а также предоставлять технику. Накануне представители регионов-кураторов обсуждали с пророссийскими властями Запорожской области подготовку к зиме. В подшефные районы нужно будет поставить модульные котельные, а также обеспечить частный сектор углём и другим твёрдым топливом.
Нереализованные инфраструктурные проекты в Новгородской области тоже есть. Как и в списке «Холода», некоторые из них давно не обсуждаются и не рассматриваются как необходимые (например, от метро в Челябинске давно отказались, и сейчас проект вспоминают как «не особо нужный»). Однако с точки зрения развития городов и регионов их реализация могла бы иметь значительно более длительный и существенный эффект, чем, к примеру, затраты на проведение в стране крупнейших спортивных соревнований, вроде чемпионата мира по футболу.
Сейчас власти заявляют о том, что шефство над находящимися под контролем России территориями никак не повлияет на исполнение обязательств перед жителями регионов-кураторов. Однако практически сразу после начала спецоперации заговорили, к примеру, о «неактуальности» строительства железнодорожной ВСМ из Москвы в Санкт-Петербург. Дорога должна пройти по территории Новгородской области. В июне, правда, представители «Октябрьской железной дороги» заявили о том, что «нет никаких официальных документов», регламентирующих отказ от проекта.
Но другие проекты, о которых успели многое рассказать в своё время, а затем отправленные в долгий ящик забвения, в Новгородской области всё же есть.
- Дорога от Синего до Деревяницкого моста в обход Ивушек
Третий мост через Волхов в районе Деревяниц строился для того, чтобы направить федеральный транспорт, направляющийся в порт Усть-Луга, в обход Великого Новгорода. Для этого власти рассчитывали соединить выезд с моста с дорогой на Хутынь. Конечной целью концепции было появление новой объездной. При этом, пропускной способности существующей дороги между Хутынью и городом явно было бы недостаточно. Губернатор Сергей Митин говорил о планах по строительству многоуровневых развязок. Проектно-сметную документацию тогда так и не разработали, поэтому стоимость чиновники оценивали очень примерно. Фигурировали цифры в диапазоне от 17 до 40 миллиардов рублей (на тот момент это было сопоставимо и даже превышало общий объём бюджета области). Сейчас о проекте не говорят.
Судя по заявлениям, власти решили ограничиться строительством продолжения Большой Московской улицы до третьего моста. Оно также несколько раз откладывалось. И нет гарантий, что и на этот раз проект будет реализован в установленные сроки.
- Реновация Шабровки
Снос барачных двухэтажек в квадрате «Кооперативная-Германа-Новолучанская» активно обсуждали под занавес работы Юрия Бобрышева мэром. Район считается неблагополучным (репутацию ему во время презентации идей о сносе двухэтажек создавали сходную с представлениями об этнических гетто в американских мегаполисах). Предполагалось, что людей расселят, а на месте домов, возведением которых после войны пытались быстро решить проблему отсутствия жилья для специалистов, приехавших восстанавливать город, появятся современные комплексы. Проект, в первую очередь, — коммерческий. Однако он требовал политических усилий от властей, связанных с решением вопросов о расселении, предоставлении нового жилья и сносе зданий. Воли не хватило.
- Достройка стадиона «Электрон»
Предполагалось, что современный комплекс украсит парк 30-летия Октября. Но получилось иначе. Виной тому — амбиции Сергея Митина. Он захотел, чтобы в городе был 10-тысячник, который сможет принимать матчи уровня ФНЛ (первого дивизиона чемпионата страны). В итоге, денег хватило только на одну трибуну. Объект выглядит явно незаконченным. На самом деле, на потраченные деньги можно было построить стадион меньшей вместимости с двумя трибунами. Но тут вмешались те самые амбиции предыдущего губернатора. Сейчас в спортшколе всё чаще говорят о необходимости строительства дополнительных тренировочных полей. Но денег на это нет.
Были и другие проекты. Например, многоуровневая развязка на площади Строителей, которая не справляется в часы пик с интенсивностью траффика. Но о них всё же говорили как о чём-то, что «может быть когда-нибудь в лучшем будущем станет реальностью».
Можно сказать, что во всех вышеперечисленных проектах нет острой жизненной необходимости (как в челябинском метро). Куда важнее, к примеру, построить новые школы на Торговой стороне. И это, действительно, так. Но с точки зрения развития города, совершенствование его инфраструктуры имеет краеугольное значение. Однако приоритет всякий раз государство отдаёт чему-то другому.