В 78-м году я устроился на шахту, потом ушел в Армию и весной 81-го опять вернулся туда же горнорабочим подземным (грп). Попал на хороший участок, которому доставались все хорошие пласты и современное оборудование. В лаве там работали, в основном, "блатные", у кого-то жена продавец в продуктовом, или промтоварном магазине, у других еще какие-то связи есть. Думаю, что на любой шахте такие участки были.
Когда была первая моя получка, я офигел, горнорабочие очистного забоя (грозы) возмущались, что им мало заплатили - по 650 рублей. Ну, думаю, ребята, вы зажрались. Потом я без отрыва учился в учебном пункте на гроза, получил 5 разряд, но на свой участок конечно не попал. Распределили меня на другой, где уголь добывали буро-взрывным способом.
Короче говоря, работа тяжелая, отбурил забой, зарядил, отпалил, подчистил завал, а потом выгрузил уголь на мертвые рештаки (лава крутая, вычищаешь уголь до почвы на длину рештака С-53, укладываешь его и чистишь дальше), потом крепишь все отработанное пространство и с песнЯми на гора.
Заработок конечно поменьше, чем у "блатных", но стабильно выходило 500-550 рублей. На наш участок постоянно требовались грозы, причем сразу давали 5 разряд. Лавы всякие бывали, какие-то полегче, другие потяжелее. Все зависит от мощности пласта, угла падения, состояния почвы и кровли, ну и так далее.
Как-то, мы тогда работали как раз в легкой лаве, мощность 1.5 метров, лес не тяжелый, можно по две стойки таскать, почвы и кровля отличные, падение около 30 градусов. 70% угля с забоя уходила из под кайла, потом немного лопатой почистишь и вставляешь следующий рештак. Обычно уходили со смены на пару часов раньше, тогда если мастер дал жетон на выход, в ламповой спокойно разряжались. И дома на два часа раньше.
Так вот, перевели к нам на участок гроза с механизированной лавы, уж не знаю за что, и он вышел во вторую смену с нами. Пришли мы в забой, кто чем занялся, его отправили с пильщиком, Колей, (человек, который отпиливал электрической пилой нам стойки определенного размера) готовить лес на смену. Нужно было 60 стоек, 20 обаполов (подхватов) и кучу затяжки доставить на наш пай.
Коля нам рассказал, что новичок постоянно твердил, что это не его профиль. Что он привык работать головой, а не пахать, как папа Карло. Потом, когда мы уже начали крепить забой, его отправили шестерить, то есть подавать стойки, подхваты и затяжку крепильщикам. Работа совсем не трудная, стойки все спокойно поднимаются, полтора метра всего.
Вот когда лес 2.5-2.8 метра длиной, да в ночную смену, вторая и третья смены забрали все, что получше. Вытаскиваешь такую стойку из вагона, с козы конечно легче, кладешь на плечо, и тащишь к лаве, прижимает к почве капитально. Особенно лиственница, там бывает килограмм по восемьдесят. А тут, не лес, а просто игрушки.
Но этот деятель все равно ныл на протяжении всей смены и все повторял, что это не его профиль. Вышли мы на гора, как всегда, пораньше. Помылись, переоделись и по домам. На следующий день новенького на наряде не было. Спросили у начальника, куда он делся?
- С утра приехал и перевелся на другой участок, сказал, что это не его профиль, - ответил со смехом Петрович, - не папа Карло он!
Мы тоже посмеялись и пошли переодеваться. Потом этот рабочий ушел в ВГСЧ (горноспасатели), но там тоже не сахар, если на аварию.
Спасибо за внимание!