Как только я собралась издать свою первую детскую книжку Притч о Душах и Драконах, то Вселенная сразу позаботилась о том, что бы я избежала не нужных ошибок, предоставив мне шанс написать рецензию на новую детскую книгу моего соотечественника.
Хотя рецензия получилась не из самых положительных, ведь в ней проявились не только мои писательские навыки, но и обычное материнское сердце, я очень благодарна автору за его творение и организаторам литературного конкурса Open Eurasia - 2022
Объект: детская книжка «Путешествие на четырёх лапах»
Автор: Михаил Куницкий
Целевая аудитория: дети младшего дошкольного возраста (3-6 лет)
Содержание: книжка рассказывает историю путешествия щенка Черныша на другой конец света за пингвинами для своей хозяйки Насти. Он путешествовал по лесам, морям, другим континентам, встречая по пути новых друзей среди животных и людей.
Основная мысль произведения: Ради любви к нашим близким мы способны совершать невозможные поступки.
Способ изложения: повествование (рассказ о событиях) с элементами детской поэзии (стихи)
Книга является хорошим примером тактики обучения детей через приключения. Явно прослеживается цель автора рассказать детям о как можно большем количестве представителей животного и подводного мира. Симбиоз повествования и стихов так же весьма удачен. Стихи легко запоминаются и являются своеобразной характеристикой каждого существа, о котором автор упоминает в книге.
Главный герой книги щенок Черныш, от первого лица рассказывает нам о мире, в котором он живёт. Восприятие щенком окружающего мира и его отношение ко всему увиденному, являются интересным авторским приёмом, который удачно подходит для развития воображения у данной целевой аудитории. Однако явное нарушение правила структуры русского языка «Тема-Рема» и перемещение глаголов в предложениях, значительно усложняют процесс чтения. Да, русский язык позволяет такие допущения, когда сказуемое может находиться и в начале и в конце предложения, но для детских книжек такого рода допущения не совсем уместны. Создавая детскую литературу необходимо учитывать потребность целевой аудитории, которая через истории в книгах изучает основы родного языка.
Также автор использовал достаточно утяжелённую лексику для данного возраста аудитории. Вот примеры слов и выражений, который явно не будут понятны детям 3-5 лет: искусство держать себя в руках, оторопел, конкурент, исследование, мезонин, раскусить, заунывную, штормовое предупреждение. Очень странно выглядит, когда щенок ведет себя достаточно наивно и примитивно, но использует сложные слова в своих размышлениях.
Кроме этого структура текста изменялась несколько раз. Вначале повествование идёт от первого лица, затем повествование обрывается, и книга начинает напоминать комикс, использующий только диалоги и не совсем информативные иллюстрации к ним. А далее в повествование вступает третье лицо автора−рассказчика, и ближе к концу книги (на странице 68) текст совсем усложняется по структуре предложение, что вызывает ощущение авторства совсем другого писателя. Все впечатление усугубляется последними двумя абзацами, в которых роль рассказчика опять берет на себя Черныш. Такой стилистический микст привёл к устойчивому убеждению, что автор несколько раз забыл написать пару фраз между сценами действий, тем самым обрекая читателей терять логическую нить. Все это не даёт ощутить целостность произведения.
Но как женщину и мать данная книга не устраивает меня более по психологическим причинам. Сюжет данной истории в некоторых местах прямо противоречит воспитанию безопасного поведения у детей.
►Первая опасность, которую несёт модель поведение добродушного главного героя, заключается в следующем: если я чего-то хочу, но родители этого не разрешают, то это нормально просто сбежать, что бы получить желаемое. Здесь и без комментариев понятно, что любой родитель будет против демонстрации такого поведения, как нормального.
► Второй нонсенс, вызывающий у каждого родителя обеспокоенность, это тот факт, как легко пёс выдаёт домашний адрес девочки медведям, что бы те пошли к ней домой. В мире, где безопасность личных данных является приоритетом, рассказывать детям о том, что раздавать свой или чужой адрес можно под благовидным предлогом, звучит, по меньшей мере, безответственно.
►Третья опасность кроется в благородном поступке Черныша. По моему мнению, он является очень вредоносным, потому что формирует у маленького ребёнка достаточно деструктивную модель поведение. Речь о том, как щенок кидается спасать больную свинку и решает её проблемы за счёт своего друга медведя. Получить желаемое нарушая границы другого не является добродетелью, как пытается здесь показать автор данной книги.
►И последняя, казалось бы, безобидная ситуация с допуском пса в батискаф, так же резанула по моему родительскому сердцу. «Животных запрещено брать на борт»,− сказал океанолог, но тут же изменил своё мнение после одной фразы сына. Здесь прямо считываются программы, что взрослые бес принципиальные, ими может манипулировать ребёнок, и можно нарушать любые правила. Полагаю, что это не те психологические установки, которые осознанные родители хотели бы видеть в своих детях после прочтения детской книжки.
Мой личный вывод, что данное произведение больше напоминает наспех состряпанную историю с целью объединения в книгу достаточно хороших детских стихов, чем цельная и продуманная история, обучающая детей малого дошкольного возраста.
#Рецензия #рецензиянакнигу