1. Когда Петр I обедал с супругой, то ему прислуживали камергеры и один малолетний паж. Если же к столу звали приближенных, моряков или иностранцев, то прислуживали обер-кухмистер Фельтен, денщик и два пажа. Но подав закуски и вина, они должны были покинуть столовую.
Как-то обедавший у государя прусский посланник барон фон Мардефельд спросил, зачем император удаляет слуг. Петр ответил:
— Когда я ем, то не хочу иметь зрителей. Эти наемники смотрят лишь на то, что мы кладем в рот. Они подслушивают все, что говорят за столом, разумеют все криво, а пересказывают еще кривее.
2. Петр Великий самозабвенно увлекался медициной. Он анатомировал тела, пускал кровь, дергал зубы, с ним постоянно были инструменты для операций и клещи для выдергивания зубов. Этим как-то решил воспользоваться его камердинер Полубояров. Когда государь проходил мимо него в передней, он всем видом своим показывал, что находится в крайней печали. Петр спросил:
— О чем горюешь?
— Ваше величество, жена очень страдает зубами, а никак не позволяет рвать больной зуб.
Вместе они немедля направились к жене Полубоярова. Ни один зуб у нее не болел, но из страха перед самодержцем она дала осмотреть рот. После чего государь с необыкновенным проворством и ловкостью выдернул зуб, указанный камердинером. Через несколько дней Петр Великий узнал, что Полубояров так наказал жену за невернос. И отлупил камердинера тростью.
3. В 1717 году во время второго путешествия Петра Великого в Голландию он старался не раскрывать своей личности, ночевал в небольших трактирах. Так же поступил он и в Неймегене. Государь заказал легкий ужин — яиц всмятку, голландского сыра и масла. Спутники царя приняли участие в этом скромном ужине и выпили две бутылки красного вина.
Утром гофмаршал государя Дмитрий Шепелев спросил у хозяина, сколько нужно заплатить за ночлег и ужин?
— Сто червонцев,— отвечал хозяин трактира.
Гофмаршал ужаснулся от этого требования. Но хозяин настаивал на своем, а чтобы гости не уехали не расплатившись, запер ворота. Шепелев доложил об этом монарху. Петр вышел во двор и спросил по-голландски:
— За что ты требуешь такую большую сумму?
— Сто червонцев — большая сумма? — переспросил голландец.— Да я бы заплатил тысячу, если бы был русским царем.
Государю не осталось ничего другого как заплатить вымогателю.