Найти тему
MyAutist

Руководящий контроль в процессе воспитания ребенка

Причины, побуждающие человека приобретать новые знания и навыки могут быть внешними, вызванные окружением, и внутренними — личная мотивация. Умение родителя или специалиста управлять поведением ребенка аутиста, путем сознательного создания мотиваций и подкреплений желаемого поведения, называют руководящий контроль (родительский контроль). В этой публикации я расскажу о принципах руководящего контроля.

Если вы хотите стабильной эффективности в обучении и воспитании ребенка, то контролировать и управлять процессом взаимоотношений должны вы.

Как установить руководящий контроль?

Установить руководящий контроль — это значит получить согласие ребенка на принятие вами решений об условиях взаимоотношений. Ребенок должен принять ваши правила. Лучший способ добиться этого — дать понять, что он может легко получить желаемое им, но только после выполнения ваших инструкций.
Ценность подкреплений будет увеличивать ценность занятий, что приведет к сокращению попыток избежать занятия или игнорировать инструкции. При явном не желании, особенно агрессивном, ребенка аутиста заниматься — нужно приостановить занятие, но не подкреплять такое поведение (выбор) ребенка. Тогда ценность выполнения инструкций и занятий будет более значительной, благодаря подкреплениям, что и послужит мотивацией к обучению.

руководящий контроль
руководящий контроль

Главный принцип руководящего контроля — это принципиальное постоянство. При нарушении постоянства и последовательности, у ребенка пропадает понимание ваших действий и инструкций. И вы, сами того не желая, подкрепляете мотивацию уклонения от выполнения. Если вы действительно хотите добиться успехов, вы должны сделать так, чтобы ребенок сам хотел заниматься с вами и видеть вас в роли наставника и учителя. Ребенок должен стать вашим союзником в борьбе с аутизмом. Чтобы добиться этого вам последовательно, шаг за шагом, нужно пройти несколько этапов становления руководящего контроля.

  • Этап первый «Хозяин» Нужно четко дать понять ребенку, что все предметы, «вкусняшки», которые ему нравятся и он хочет получить контролируете вы. И только вы решаете когда, сколько и на какое время он их получит. Очень хорошо, если эти предметы ребенку видны, но не досягаемы. По крайней мере он точно должен знать где они находятся. Такая обстановка поможет ребенку аутисту быстрее осознать, что за выполнение инструкций и хорошее поведение он получит желаемое, а за не выполнение — нет. Мотивация очень простая, я бы даже сказал, примитивная, поэтому быстро усваиваемая. Этот этап займет 3 -5 дней.
    Немного о подкреплении. Перед тем как устанавливать руководящий контроль необходимо составить список интересов ребенка — «мотивационный лист» . В него должны войти все занятия, предметы — все с чем он любит играть. Также необходимо внести его любимые лакомства. В процессе обучения вы этот список будет корректироваться, но об этом позже...
  • Этап второй «Друг» Играйте с ребенком в его игры, делайте с ним вместе, то что ему нравится. Помните, ребенок аутист — это тонкий психолог и он тонко чувствует «фальшь» - так что будьте искренны. Этот процесс ассоциации вас с хорошим и приятным должен занимать от 60% всего времени занятий. Для родителей очень важно участвовать в играх ребенка и без занятий. При этом, озвучивайте ваши действия, называйте предметы с которыми играете, но без требования повторить. Ребенок должен понять, что говорить — это нормально. Примерное соотношение вашей повествовательной и командной (указания и требования) речи должно составлять примерно 80 к 20 соответственно.
  • Третий этап «Дрессировщик» Да, многие возмутятся такому названию, но так коротко и понятно. Даете ребенку задание он его выполняет и получает награду. Принцип заданий строится от простого к сложному. Не торопитесь с усложнением заданий, так как важно осознание ребенком легкости исполнения. Подкрепляйте правильные действия ребенка из составленного списка мотиваций. Ребенок должен понять, что слушать вас и выполнять ваши инструкции в его интересах, так как это единственный, подчеркиваю единственный, способ получение желаемого.
    Этот этап довольно длительный и делиться на несколько уровней сложности. По мере укрепления руководящего контроля, задания постепенно усложняются, как и требования к качеству и скорости исполнения. Подкрепления даются все реже. Если на первых парах соотношение выполнения к подкреплениям 1 к 1, то затем 2 к 1, 3 к 1 и так далее...
  • Этап четвертый «Негатив» Желание ребенка сотрудничать и любовь к занятиям это только одна сторона обучения и воспитания - светлая. Теперь поговорим про темную сторону. Негатив, истерики и прочие виды проблемного поведения.
    На первых этапах могут действовать даже пустые угрозы, вроде «я тебя сейчас накажу», сказанные грозным тоном, но это быстро проходит. И ничем не подкрепленные слова остаются без внимания. Слово «нет» на ребенка не действует, если ребенок все-равно, каким-то образом получает желаемое. Если ребенку аутисту, чтобы добиться желаемого, нужно будет нарушить правила и проигнорировать инструкции, даже не сомневайтесь, он это непременно сделает. В такой момент, как обычно, взрослые становятся более требовательными, а ребенок более настойчивым в своем не желании подчиниться. Что делать если ребенок не слушается?
    Нежелательное поведение — это поступки, повторение которых вы не хотите видеть у своего ребенка снова.

Метод первый:
Не подкрепляйте такое поведение. Если вы правильно выполните условия предыдущих этапов вам легко будет оградить ребенка от подкреплений. Ни в коем случае не идите на поводу у ребенка — вы «хозяин» (этап первый). Стремление получить желаемое часто заставляет ребенка выполнять ваши требования.
Метод второй:
Игнорирование его нежелательного поведения. Не реагируйте. Так как вы для ребенка «друг» (этап второй) и контакт с вами ассоциируется с удовольствием ему важно ваше внимание. Как только ребенок исполнит ваши инструкции или прекратит свой «концерт» - сразу подкрепите это поведение.
Метод третий:
Чтобы избежать уклонение от выполнения нужно проявить непоколебимость. Вам нужно спокойно и властно повторять инструкцию до ее выполнения. Это может занять много времени и нервов. Если вы решили применить этот метод, то ни в коем случае не сдавайтесь. Иначе это укрепит решимость ребенка не слушаться вас.
Установка руководящего контроля помогает не только оперативно корректировать поведение ребенка аутиста в условиях здесь и сейчас, но также помогает правильно организовать процесс обучения.

Буду рад Вашим подпискам и комментариям, ну "палец вверх" плиз)))
С уважением Николай Кузнец