Найти в Дзене
Нереальный мир

Самореализация человека в фантастической повести Айзека Азимова «Профессия»

Для любого мыслящего человека очень важна реализация своих способностей. Без этого он превращается в бездушную машину, не живет, а просто существует. Данную мысль пытается донести до читателей А.Азимов в повети «Профессия».

В произведении, увидевшем свет в 1957 году, описывается далекое будущее – 66-й век. Человечество очень развито: колонизирует другие планеты; получает знания не традиционным способом (с использованием книг и практических занятий), а путем записывания их в мозг с помощью специальной машины и обучающих лент. Образование состоит из нескольких этапов: в восьмилетнем возрасте обучение чтению и письму; в 18 лет проведение машинных тесов, по результатам которых определяют наиболее подходящую профессию и записывают в мозг необходимые знания; еще через определенное время участие в Олимпиаде (соревновании молодых специалистов в каждой профессии), в зависимости от результатов которой они получают более или менее престижное место работы на Земле или другой планете. Свободного выбора профессии нет, решение машин окончательно и обжалованию не подлежит. Существующее положение дел устраивает всех.

Но главный герой Джордж Плейтен отличается от большинства людей и идет против системы. Еще в раннем детстве он принимает собственное решение стать программистом. Без обучающих лент, самостоятельно он пытается постичь по книгам основы этой работы. Но по результатам тестов его признают непригодным к машинному обучению и ни к одной профессии. Джордж шокирован, не согласен с этим, подозревает врача в нечестности и в состоянии душевного потрясения попадает в приют для слабоумных, где содержатся такие же, как он, молодые люди без профессии. Там они учатся древним забытым способом, медленно постигая знания из книг, тратя месяцы на то, что остальные узнают за один сеанс машинного обучения. Спустя некоторое время, Джордж совершает побег и отправляется на Олимпиаду, так как по-прежнему не согласен со своим диагнозом и хочет изменить жизнь к лучшему. Там он знакомится с высокопоставленным чиновником, который соглашается его выслушать. Джордж делится с ним тем, к чему давно пришел и чему увидел подтверждение на Олимпиаде, что машинное образование, при всех его достоинствах, лишает человека творческого подхода к профессии, убивает способность самостоятельно мыслить и самосовершенствоваться. В финале повести герой выясняет, что с самого начала побега он находится под наблюдением. Его снова возвращают в «приют для слабоумных». Но теперь ему объясняют, что здесь собраны совсем не слабоумные, что он один из немногих избранных людей, сохранивших способность к самостоятельному мышлению и образованию, и они учатся по книгам для того, чтобы попытаться прийти к новым изобретениям и открытиям, и продвинуть вперёд научно-технический прогресс.

«Теперь-то я это понимаю, - сказал Джордж, - до того ясно, что только удивляюсь, каким я был слепым. В конце концов, кто изобретает новые модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто, например, изобрёл спектрограф Бимена? По-видимому, человек по имени Бимен. Но он не мог получить образование через зарядку, иначе ему не удалось бы продвинуться вперёд. (...) Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению».

Казалось бы, финал произведения довольно оптимистичен. Герой находит свое призвание, знакомиться с единомышленниками, занимается настоящей умственной работой, а не тупо записывает знания в мозг с помощью машины, как робот. Джордж теперь принадлежит к элитной прослойке общества, имеющей право думать самостоятельно и творчески мыслить. При первом прочтении повести 15 лет назад у меня были именно такие мысли. Мне представлялось идеальное общество, где у власти стоят по-настоящему умные, творчески мыслящие люди, которые приведут всех к светлому будущему.

Перечитав произведение несколько дней назад, я поменяла свое мнение. У него псевдоположительный финал. На эту мысль натолкнул эпизод общения главного героя с высокопоставленным чиновником-новианином. Этот человек свысока смотрит не только на Джорджа и называет его чертенком, воспринимает как «забавную» обезьянку для развлечений, но он и к уважаемому профессору Индженеску обращается без тени уважения, общаясь с ним в пьяном состоянии. Для него и ему подобных личностей все остальные просто «модели». Он воспринимает людей как расходный материал:

«Эта новая модель металлурга отличается от предыдущих только тем, что умеет обращаться со спектрографом Бимена. Ленты не были модифицированы ни на вот столечко (он показал самый кончик пальца) по сравнению с прошлогодними. Вы выпускаете новые модели только для того, чтобы мы приезжали сюда с протянутой рукой и тратились на их приобретение».

Если вырвать эту фразу из контекста, то даже не будет понятно, что речь здесь идет о живом человеке, а не о машине.

Даже главного героя во время ожидания общения с новианином, в мечтах о своем возвышении посещают очень неприятные мысли:

«Джордж ждал, опьяненный новым осмыслением всей проблемы и тем ощущением силы, которое оно давало. Он не может потерпеть неудачу. Не может. Он все-таки станет новианином. Он покинет Землю победителем вопреки Антонелли и всей компании дураков из приюта (он чуть было не расхохотался вслух) для слабоумных. Джордж впился взглядом в засветившийся экран, который должен был распахнуть окно в комнату новиан, окно в перенесенный на Землю уголок Новии. И он добился этого за какие-нибудь сутки! (..) Отлично! Все устраивается наилучшим образом. То, что Джордж потерял из-за Антонелли, он возместит с лихвой, используя Индженеску. И когда-нибудь он, став наконец самостоятельным, вернется на Землю таким же могущественным новианином, как этот, что небрежно шутит с Индженеску, называя его по имени, а сам оставаясь «достопочтенным», — вот тогда он сведет счеты с Антонелли. Он отплатит ему за эти полтора года, и он…»

В этом отрывке мы видим, что власть может сделать из Джорджа абсолютно такого же эгоистичного, холодного, расчетливого и плюс к тому же мстительного человека, как «достопочтенный» новианин, воспринимающего людей вокруг только в качестве вещей, только для получения наживы.

Испытание истинными знаниями может пройти не каждый человек. Чтобы создавать новые технологии, системы образования, машины, нужно иметь не только творческий склад ума, стремление к самосовершенствованию, не только уметь выбиться из толпы, главное – нужно уметь сохранить в себе человека. И у Джорджа на данном этапе пока это получается не лучшим образом. Но с другой стороны, он достаточно молод, в нем еще присутствует юношеский максимализм, парень пока видит жизнь только в черно-белых красках. В финале произведения он все-таки начинает задумываться о благополучии других людей:

«Но почему нельзя сказать людям, что один из… из ста тысяч попадает в такое заведение? Тогда тем, с кем это случается, было бы легче.(…) А как же с теми, которые… не вполне отвечают требованиям?»

Главный герой показан неоднозначным: с одной стороны, он очень умен, обладает силой воли, умеет противостоять сложным жизненным обстоятельствам и добиться своей цели, у него благие намерения в отношении развития науки и общества; с другой стороны, в нем присутствует эгоизм, холодная расчетливость, тщеславие. Неоднозначно само общественное устройство будущего: с одной стороны, мы видим развитие науки и техники, колонизацию планет, новую систему образования (обучающие ленты), с помощью которой выпускается большое количество «дипломированных специалистов», экономится много свободного времени; с другой стороны, это образование делает из людей роботов, лишает возможности творчески мыслить, самосовершенствоваться и самостоятельно выбирать жизненный путь. Неоднозначен финал. С одной стороны, видна забота о людях, об их душевном здоровье и самореализации: «Нельзя, чтобы все эти люди чувствовали себя неудачниками. Они стремятся получить профессии и получают их. Каждый может прибавить к своему имени слова «дипломированный специалист по тому-то или тому-то». Так или иначе каждый индивид находит свое место в обществе. Это необходимо». Но с другой стороны, у людей нет никакой свободы выбора, за него все решает машина, определяя склонность к той или иной профессии, машина определяет всю дальнейшую жизнь.

По-настоящему реализовать себя может только один человек из ста тысяч. Остальные 99999 человек живут только иллюзией этой самореализации. В чем причина? Она как в слабости самих людей, так и в структуре общественного устройства.