С 2022/23 учебного года Минпросвещения перестанет публиковать тематические направления для итогового сочинения. Как теперь к нему готовиться (и по каким методикам), рассуждает преподавательница литературы и журналистики Мария Асоева.
Что именно меняется
Итоговое сочинение — промежуточная работа, которую пишут все 11-классники. Только получив зачёт за сочинение, выпускники допускаются к ЕГЭ. Раньше в начале каждого учебного года ФИПИ публиковал пять довольно конкретных тематик для сочинений, по которым школьники набирали фактуру и аргументы. Начиная с этого учебного года 11-классников вместо привычных пяти узких направлений ждут три больших тематических раздела. Вот они:
- «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
- «Природа и культура в жизни человека»;
- «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Названия разделов и правда очень размытые, но в каждом из них есть подтемы — правда, из каждого раздела на экзамене будет представлено только по две темы. Получается, всего их будет шесть штук (то есть вариантов для выбора станет даже больше). Образец задания уже есть на сайте ФИПИ.
Что расстраивает школьников
Выпускники волнуются из-за того, как теперь готовиться: одно дело — выбрать тему заранее и готовиться к ней целенаправленно, другое — знать названия разделов, но не знать конкретных тем.
Однако известно: темы будут только те, что уже встречались на итоговом сочинении в предыдущие годы. С одной стороны, речь идёт о якобы закрытом банке заданий ФИПИ, с другой — все эти темы можно найти в открытом доступе. Проблема лишь в том, что их около 1500.
Поэтому задача педагогов и репетиторов слегка меняется: нужно не вызубрить несколько тем, а разобрать как можно больше разных, чтобы на самом сочинении не было сюрпризов.
И всё-таки: к чему готовиться
Важно помнить, что в сочинении можно приводить в пример сюжеты не только из классической русской, но и из зарубежной литературы, а также из публицистики, лирики, нон-фикшена, современной литературы, из дневников, очерков, литературной критики…
Смысл изменений в том, чтобы дать школьникам свободу самовыражения. Хочется высказать непопулярную точку зрения? Пожалуйста. Хочется привести цитату из любимого «Гарри Поттера» в качестве аргумента? Отлично. Никто не запрещает этого делать (это указано на сайте ФИПИ).
Цель итогового сочинения — не заставить учеников прочитать все краткие содержания, в которых так или иначе упоминаются природа или духовные ценности, не пытать их бессмысленной зубрежкой, а дать им возможность продемонстрировать умение логически мыслить, грамотно писать, аргументируя свою точку зрения.
Как выстроить процесс подготовки
Вот пять несложных шагов:
- Погуглите информацию о разделах и подразделах итогового сочинения на сайте ФИПИ.
- Постарайтесь вспомнить литературные аргументы из тех произведений, которые вы сами когда-то читали. Сформулируйте и пропишите их, классифицируя каждый по разделам/подразделам/примерным темам. Например, в раздел «Духовно-ценностные ориентиры в жизни человека» вы можете вписать не только «Войну и мир» Л. Н. Толстого, но и «Подстрочник» О. Дормана.
- Если вы понимаете, что все три раздела вам не близки, начните составлять список аргументов заранее. Заведите отдельную тетрадь. Можно обратиться к малой прозе и прочитать несколько рассказов, очерков. Например, «После бала» Л. Н. Толстого, «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачёва.
- Если вы переживаете, у вас страх «белого листа», советую больше тренироваться в написании текстов. Хорошо, если кто-то будет проверять ваши работы по критериям итогового сочинения, грамотно исправляя грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки. Пользуйтесь справочником Розенталя, работая над сочинением.
- Уделяйте подготовке хотя бы несколько часов в неделю. Вслух (или письменно) излагайте всё, о чем бы вам хотелось сказать на тему экологии, или смысла жизни, или семейных ценностей. Я думаю, что слова точно найдутся (в сочинении их по-прежнему должно быть не менее 250, а лучше — 300+), а нескольких месяцев определённо хватит, чтобы собрать копилку аргументов для хорошей письменной работы.