120 лет назад, 22 августа 1902 г., в Берлине появилась на свет девочка, получившая при рождении имя Хелена Берта Амалия. Она прожила долгую жизнь и была известна как одна из самых неоднозначных фигур в мировом кинематографе ХХ века — Лени Рифеншталь.
Ее называли рупором Третьего рейха, любовницей Гитлера. Она опровергала эти обвинения и выиграла десятки исков. Тем не менее на долгие годы ей запретили работать в кинематографе. Эта легендарная женщина отправилась на съемки документального фильма в Судан в 2000 году в возрасте 97 лет. Вертолет, на котором она летела, потерпел крушение. Несгибаемая Лени получила серьезные травмы, но выжила.
Маленькая танцовщица
Лени родилась в рабочем районе, но ее отец со временем стал владельцем фирмы. Так что детство и юность девушки прошли в достатке. В семье старались дать детям (у нее был брат, погибший на Восточном фронте) хорошее и разностороннее образование. Сама девочка с раннего детства любила рисовать, что не вызывало протеста у родителей. А вот чтобы она стала актрисой, отец никак допустить не желал, хотя он сам прекрасно пел и танцевал. По настоянию отца она хоть неохотно, но обучалась игре на пианино, в 12 лет она добилась у него разрешения на занятия плаванием. Причем участвовала в соревнованиях и завоевывала призы. Помимо этого, Лени занималась гимнастикой, каталась на коньках и роликах. Окончив лицей, она тайком от отца стала брать уроки в танцевальной школе. От греха подальше отец Лени Рифеншталь отправил дочь в пансион, но и там она продолжала заниматься танцами. Она брала уроки у известной в прошлом русской балерины Евгении Эдуардовой и немецкой танцовщицы Мари Вигман, участвовала в театральных постановках и сольных танцевальных выступлениях, имела большой успех у публики. Середина 1920-х годов считается Золотым веком немецкого кино. И нет ничего удивительного в том, что молодая Лени Рифеншталь с головой погрузилась в новый для себя мир кинематографа.
Повороты судьбы
Для Лени все началось с просмотра фильма «Гора судьбы» 1924 года. Она встретилась с режиссером картины Арнольдом Франком, который проявил к девушке большой интерес. Специально для нее Франк написал сценарий фильма «Священная гора». Премьера картины и кинематографический дебют Лени Рифеншталь состоялись в декабре 1926 г. Свой первый фильм в качестве режиссера Рифеншталь сняла в 1932 г. Помимо режиссуры, написания сценария и исполнения главной роли, Лени отвечала и за производство картины. Лента была восторженно встречена на Венецианском фестивале. Восхищались не только режиссурой, но и игрой актрисы.
За свою долгую жизнь Лени Рифеншталь покоряла не одну лишь публику. На ее счету множество мужчин, с которыми она довольно быстро расставалась. Последней любовью Лени стал кинооператор Хорст Кеттнер. Их отношения начались, когда ей было уже за 70, а ему — немного за 30. Но, несмотря на почти сорокалетнюю разницу в возрасте, их отношения оказались самыми длительными и прочными.
Лени могла бы стать звездой Голливуда. Еще в начале ее успешной работы в кино Лени получила выгодное предложение от американской кинокомпании, обещавшей ей работу в США за баснословный гонорар. Она отказалась, а вместо этого пошла на встречу с Гитлером, о которой просила еще весной 1932 года. Событие это роковым образом повлияло на всю последующую жизнь Рифеншталь. А фюрер понял, что Рифеншталь именно тот человек, чей талант можно использовать в интересах Третьего рейха. Сама Лени Рифеншталь об этом говорила: «У меня к его идеям не было даже никакого уважения, это меня и потом, позже, не интересовало. Я лишь замечала, что люди тогда были действительно исполнены восторга, все были на подъеме, и я тоже поддалась этому порыву».
«Мы видели только хорошие вещи»
Вскоре Гитлер предложил Лени снять фильм о съезде НСДАП в 1934 году. Такая картина под названием «Триумф воли» вышла на экраны уже в следующем году. Съемочная группа фильма состояла из почти 200 человек. Съемки велись с нескольких точек — с лестниц пожарных машин, флагштоков, дирижаблей. Для придания динамичности съемкам Рифеншталь заставила всех операторов ездить на роликах. Руководство гитлеровской Германии объявило фильм «Триумф воли» удачным образцом национал-социалистской пропаганды и официально придало ему пропагандистский статус.
Еще одним из значимых фильмов Лени Рифеншталь стал фильм о летних Олимпийских играх 1936 г. в Берлине «Олимпия». На съемках картины применяли много новых приемов. Например, камеру для подводной съемки и операторский кран. Спустя 10 лет голливудское жюри назвало фильм одним из 10 лучших в XX веке.
После окончания войны Лени Рифеншталь несколько раз проходила процедуру денацификации, ее «лечили» электрошоком в психиатрической клинике. Путь в «большое кино» для Лени был заказан. В 1956 г. Рифеншталь отправляется в Африку. Удивительно, но после ее фоторепортажей о нубийских племенах некоторые критики стали обвинять Рифеншталь в фашистской эстетике. В 1987 году Рифеншталь выпустила мемуары, изданные и ставшие бестселлерами во многих странах. В одной из рецензий на них было сказано, что ей удавалось оставаться в неведении о том, о чем она не хотела знать. «Я — одна из миллионов тех, кто думал, что у Гитлера на все есть ответы, — писала Лени. — Мы видели только хорошие вещи». Лени Рифеншталь не раз утверждала, что была вне политики и не отвечает за преступления нацистов, но не могла не понимать, что ее искусство пропагандирует величие Третьего рейха.