Найти тему
История нашего мира

Почему Павел Шклярук отказался катапультироваться с падающего самолета и погиб, утопив его в Волге

Для того, что бы совершить настоящий подвиг не нужно этому учиться и специально отправляться на войну. Даже в мирное время находятся герои, которые ценой собственной жизни спасают жизни других, совершенно незнакомых им людей. Одним из таких героев был курсант летного училища Павел Шклярук.

Мечта Павла Шклярука

Павел
Павел

Павел, как и все мальчишки в начале 60-х годов, мечтал стать космонавтом, или хотя бы летчиком. Мечта Павла осуществилась – он стал курсантом Армавирского летного училища. Поступить в такое учебное заведение было крайне сложно, поэтому здесь учились лишь самые одаренные и настойчивые парни, влюбленные в небо.

В тот роковой день – 6.06.1966 Павел совершал самостоятельный учебный полет на реактивном самолете Л-29. Это самый первый учебный реактивный самолет в СССР, изготавливали их в Чехословакии. Машина надежная, во многих странах, в том числе и у нас, до сих пор используются такие самолеты для обучения пилотов и для развлекательных полетов. Но в тот раз техника подвела, и практически сразу же после взлета на высоте всего в 300 метров отказал единственный двигатель.

По-другому он поступить просто не мог

-2

В любом другом случае – отказ двигателя это серьезная проблема, по инструкции пилот должен был покинуть машину и катапультироваться. Жизнь летчика – дороже любой техники, но здесь все оказалось сложнее. Самолет не успел набрать высоту, Павел увидел, что пролетает над поселком, где шла обычная жизнь – люди занимались своими привычными делами. На шум от постоянно пролетающих реактивных самолетов уже никто не обращал внимания, ведь рядом был аэродром летной школы.

Павел сообщил по рации, что отказал двигатель, и он принял решение садить самолет в Волгу. Бросать самолет без управления и катапультироваться, в такой ситуации было бы не лучшим решением. В его Л-29 после взлета были полные баки горючего – это около 1 тонны авиационного керосина. Самолет превратился бы в неуправляемую авиабомбу весом несколько тонн. Павлу, несмотря на быструю потерю высоты, удалось дотянуть до Волги, но он прямо летел на железнодорожный мост, по которому шел состав с грузовыми вагонами. Курсанту удалось совершить невозможное – он пролетел сквозь арку моста, но тут увидел многопалубный пассажирский теплоход, в который несся его самолет. Резким маневром летчик уходит от столкновения, самолет теряет управление и под неестественным углом уходит под воду. От удара машину разорвало на части, но взрыва так и не произошло. Не пострадал ни один человек!

Времени на размышление не было

Времени на размышления и принятие решения у летчика не было совсем. Самолет еще не успел набрать высоту, скорость его была небольшой, и он буквально камнем устремился вниз. Весь полет, от момента поломки двигателя до падения в реку занял меньше минуты. Курсантов в летном училище, допущенным к самостоятельным полетам обучают действиям в нестандартных ситуациях. Естественно Павел знал, что у него не будет ни единого шанса выжить при падении в реку, но он все же принял решение, которое стоило ему жизни.

-3

Через несколько дней в поселок приехала мать Павла из Одессы. Она несколько дней ходила по берегу в месте падения самолета и звала сына. Обломки самолета подняли водолазы, но тело так и не нашли, видимо его унесло течением. Павла Шклярука наградили орденом Красной Звезды посмертно, ему было всего 20 лет.

Спасибо, подписывайтесь на канал!