Для того, что бы совершить настоящий подвиг не нужно этому учиться и специально отправляться на войну. Даже в мирное время находятся герои, которые ценой собственной жизни спасают жизни других, совершенно незнакомых им людей. Одним из таких героев был курсант летного училища Павел Шклярук.
Мечта Павла Шклярука
Павел, как и все мальчишки в начале 60-х годов, мечтал стать космонавтом, или хотя бы летчиком. Мечта Павла осуществилась – он стал курсантом Армавирского летного училища. Поступить в такое учебное заведение было крайне сложно, поэтому здесь учились лишь самые одаренные и настойчивые парни, влюбленные в небо.
В тот роковой день – 6.06.1966 Павел совершал самостоятельный учебный полет на реактивном самолете Л-29. Это самый первый учебный реактивный самолет в СССР, изготавливали их в Чехословакии. Машина надежная, во многих странах, в том числе и у нас, до сих пор используются такие самолеты для обучения пилотов и для развлекательных полетов. Но в тот раз техника подвела, и практически сразу же после взлета на высоте всего в 300 метров отказал единственный двигатель.
По-другому он поступить просто не мог
В любом другом случае – отказ двигателя это серьезная проблема, по инструкции пилот должен был покинуть машину и катапультироваться. Жизнь летчика – дороже любой техники, но здесь все оказалось сложнее. Самолет не успел набрать высоту, Павел увидел, что пролетает над поселком, где шла обычная жизнь – люди занимались своими привычными делами. На шум от постоянно пролетающих реактивных самолетов уже никто не обращал внимания, ведь рядом был аэродром летной школы.
Павел сообщил по рации, что отказал двигатель, и он принял решение садить самолет в Волгу. Бросать самолет без управления и катапультироваться, в такой ситуации было бы не лучшим решением. В его Л-29 после взлета были полные баки горючего – это около 1 тонны авиационного керосина. Самолет превратился бы в неуправляемую авиабомбу весом несколько тонн. Павлу, несмотря на быструю потерю высоты, удалось дотянуть до Волги, но он прямо летел на железнодорожный мост, по которому шел состав с грузовыми вагонами. Курсанту удалось совершить невозможное – он пролетел сквозь арку моста, но тут увидел многопалубный пассажирский теплоход, в который несся его самолет. Резким маневром летчик уходит от столкновения, самолет теряет управление и под неестественным углом уходит под воду. От удара машину разорвало на части, но взрыва так и не произошло. Не пострадал ни один человек!
Времени на размышление не было
Времени на размышления и принятие решения у летчика не было совсем. Самолет еще не успел набрать высоту, скорость его была небольшой, и он буквально камнем устремился вниз. Весь полет, от момента поломки двигателя до падения в реку занял меньше минуты. Курсантов в летном училище, допущенным к самостоятельным полетам обучают действиям в нестандартных ситуациях. Естественно Павел знал, что у него не будет ни единого шанса выжить при падении в реку, но он все же принял решение, которое стоило ему жизни.
Через несколько дней в поселок приехала мать Павла из Одессы. Она несколько дней ходила по берегу в месте падения самолета и звала сына. Обломки самолета подняли водолазы, но тело так и не нашли, видимо его унесло течением. Павла Шклярука наградили орденом Красной Звезды посмертно, ему было всего 20 лет.
Спасибо, подписывайтесь на канал!