Сказка о крошке
«Покупай Ssangyong», кричали они… «Это тот же «Мерседес», только дешевле и круче», кричали они… Дешевле да, но вот про «круче» гложут меня обоснованные сомнения. И вот отчего.
Один очень положительный и вежливый молодой человек (не ирония и не лесть, правда, положительный и вежливый) купил себе машину. Опасаясь подставы от перекупщиков, купил в салоне «ПИК-авто», в трейд-ин. Якобы, проверенную и обслуженную. Надо заметить, кое-что там в самом деле сделано и обслужено... Но!
Покатался молодой человек на машине РОВНО НЕДЕЛЮ. И двигатель застучал.
Ну что, разборка, дефектовка… На вид, всё пока прекрасно. Внутри двигатель чистый, цепь нормально натянута. Стук был слышан из третьего цилиндра, но что там — пока не видно. Поверх второго и третьего шатуна расположилась нашлепка балансиров.
Гуру дизелизма сразу приговорили масляный насос. Правда, высказывали разные смешные предположения, типа, рассыпалась «звезда» высокого давления…
Ну что же. Первый цилиндр в ВМТ, снимаю балансиры, снимаю насос.
На вид, насос целый. Но… Первое, что смутило — это «сетка» фильтра из дырок диаметром 3мм. Интересно, чего она там отфильтрует? Но, может быть, есть внутри вторая сетка? Нет?
Разбираем. Благо, он разборный.
Внутри никакой сетки нет.
Я по дизелям никак совсем. На вид, всё целое. А дизелист хмыкает: разбирай дальше, увидишь.
«Дальше» — это только редукционный клапан, самая высокоточная часть насоса. В это время помощник (да, иногда мне помогают прекрасные люди) отмывает внутренности насоса.
Разбираю клапан, достаю поршень. Ничего не вижу.
«Да вот же!» — тыкает пальцем помощник в масляную пленку на поршне. «Что там?!»
«Крошки видишь? Это они!»
Приглядываюсь — на поверхности поршня мельчайшая пыль, не сразу углядишь.
«И что?»
Помощник забирает у меня поршень и окунает в солярку. Потом сует мне под нос: «Задиры видишь? Вот, это оно!».
«Задиры» — это тончайшие полоски на поверхности.
«Да ладно? Вот это?»
Помощник терпеливо вздыхает. Забирает у меня поршень и засовывает в канал клапана. «Пробуй вытолкнуть»
Пробую. Клапан идет туго.
«А должен скользить! Вот тебе и ответ.»
Туплю, не понимаю.
Новый тяжелый вдох.
«Это дизель, детка. Во время работы на поршень давление до 6 тонн. Дизель требует давления масла. Минимально 2 кг/с на холостых, нормально 5 кг/с. Пружина рассчитана на 1,8 кг/с. А ты сейчас с каким усилием выталкиваешь? Ну, даже если в полкило — это значит что? Правильно, масляное голодание на холостом. И при накате. Так что этот дизель умирать начал давно. Намного раньше, чем его купил твой парнишка.»
«Хорошо», говорю, «А откуда крошка-то взялась?»
«Я не Господь, чтобы знать всё. Предположу, что в двигателе что-то оторвалось. Или появились опилки в результате приработки трущихся поверхностей. Или еще почему… Не важно. Крошки появились. Сетку на входе в маслонасос ты видел. Туда голова пролезет. Это хитрожопые корейцы сделали, чтобы уменьшить сопротивление напору масла. В чем-то оправдано, но… В общем, в двигатель попадает некий обломок. Который пролезает в «сетку». Шестерни маслонасоса ты видел. Они танк перемелют и в мотор выплюнут. У корпуса прочность меньше, чем у шестеренок. Так что, если в шестерни попадает что-то, прочность чего меньше, они это «нечто» разгрызают на мелкие части. Ну а дальше просто. У клапана зазор между поршнем и стенкой примерно один-полтора микрона. Если между стенкой и поршнем попадает крошка в тот самый микрон, она не вымывается потоком масла, а остается скрябать стенку. Создавая что? Правильно, задиры. Поршень начинает ходить тяжелее и тяжелее и в какой-то момент клинит. Ну а дальше ты знаешь. Хотя, нет. Дальше наступает масляное голодание, вкладыши в шатунах и шейке колена начинают задираться, идет сухое трение, а не скольжение в масляной пленке. Количество крошек увеличивается, поршень перестает ходить вообще… Ну а дальше самый нагруженный цилиндр — третий — задирает вкладыш до такого состояния, что он проворачивается. И раздается жизнерадостный стук. По роже вижу, спросить хочешь. Почему третий цилиндр самый нагруженный? Или сам догадаешься?»
Не, я тупой, конечно. Но, всё же, местами соображаю.
«Балансиры?» — спрашиваю.
«Точно!» - радостно кивает дизелист. «Балансиры! Они тоже трутся, вибрируют и дают дополнительную нагрузку на шатун. Вот он и есть слабое звено.»
В общем, картина понятна. Осталось выяснить, что же такое развалилось в двигателе, из-за чего заклинил маслонасос.
Но подумать только! Крошка размером в 0,001 мм явилась причиной выхода из строя огромного мотора!
Вот тебе и корейцы. Вот тебе и дизель. Вот тебе и «Мерседес»!
Уже позже, закопавшись в форумы, полазив по разборкам, узнал, что это "фирменная болячка" у "ссаных йонгов". На разборках таких моторов через один, с провернутыми вкладышами третьего цилиндра. Так что, хорошо, что это недоразумение окончательно разорилось и больше не будет штамповать своих уродцев (на лицо ужасные, кошмарные внутри).
А я всё сильнее люблю старые машины. Там такого не было.
новые истории воспоследуют
Благодарю за интерес к моему каналу и автомобильной теме, и надеюсь на ваши лайки и комментарии.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.