Найти в Дзене

«Некоторые любят погорячее»

9 марта 1959 года состоялся премьерный показ фильма Билли Уайлдера "Some Like It Hot" более известного в нашей стране под названием "В джазе только девушки". Не все знают, что этот фильм снят на чёрно белую плёнку не потому, что он старый. Его изначально задумывали снимать в цвете. Этого и требовал конткракт Мерилин Монро. Но... Но от идеи снять цветную комедию отказались сразу же, когда посмотрели на первые отснятые в цвете кадры с Джеком Леммоном и Тони Кёртисом - косметика Джозефины и Дафны оказалась слишком "тяжёлой" и выдавала на плёнке слишком заметный и неистребимый зелёный оттенок. Поэтому от цветной плёнки отказались. Зато с какой лёгкостью они вошли в образ Дафны и Жозефины: однажды (прямо в костюмах джазисток) актёры отправились в соседний кинопавильон, зашли в дамскую комнату и, спокойно усевшись перед зеркалом, начали красить губы. Проходившие мимо танцовщицы, ни на секунду не заподозрив что-то неладное, даже поинтересовались, где «девочки» снимаются. История создания фил
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

9 марта 1959 года состоялся премьерный показ фильма Билли Уайлдера "Some Like It Hot" более известного в нашей стране под названием "В джазе только девушки". Не все знают, что этот фильм снят на чёрно белую плёнку не потому, что он старый. Его изначально задумывали снимать в цвете. Этого и требовал конткракт Мерилин Монро. Но...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но от идеи снять цветную комедию отказались сразу же, когда посмотрели на первые отснятые в цвете кадры с Джеком Леммоном и Тони Кёртисом - косметика Джозефины и Дафны оказалась слишком "тяжёлой" и выдавала на плёнке слишком заметный и неистребимый зелёный оттенок. Поэтому от цветной плёнки отказались.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Зато с какой лёгкостью они вошли в образ Дафны и Жозефины: однажды (прямо в костюмах джазисток) актёры отправились в соседний кинопавильон, зашли в дамскую комнату и, спокойно усевшись перед зеркалом, начали красить губы. Проходившие мимо танцовщицы, ни на секунду не заподозрив что-то неладное, даже поинтересовались, где «девочки» снимаются.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

История создания фильма «Некоторые любят погорячее» (или как его знают наши зрители - "В джазе только девушки") уводит нас в середину 50-х годов ХХ века, когда режиссёр Билли Уайлдер загорелся идеей снять комедию с музыкой и переодеванием.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Началось все с того, что весной 1957 года Уайлдер встретился со своим давним знакомым, австрийским сценаристом Робертом Тоереном, который предложил Уайлдеру создать сценарий по мотивам своего старого фильма. Речь шла о довоенной французской музыкальной комедии «Фанфары любви», которой рассказывалось о двух актёрах, меняющих внешность и, по ходу действия, переодевающихся женщинами. Уайлдер назвал картину «третьеклассной и неописуемо ужасной», но в сюжете что-то было. В результате, права были приобретены, а в титрах будущей комедии оказались имена Роберт Тоерен и Михаель Логан, сценаристов фильма 1951 года и авторов сюжета.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Летом того же года началась работа над сценарием. Первоначально предполагалось, что действие фильма будет происходить в современности. Сценарист Даймонд и Уайлдер сразу заспорили по поводу того, как аудитория воспримет преображение мужчин в женщин. Даймонд вспомнил о комедии «Тётушка Чарли» 1941 года по известному английскому фарсу «Тётка Чарлея» (1892). Картина 1941 года была тепло принята публикой, имела хороший прокат, следовательно, проект мог привлечь зрителя.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

К январю 1958 года сценарий был написан. Завязка сюжета не вызывала сомнений, но логичную концовку удалось найти не сразу. Двое мужчин-музыкантов в поисках работы, изменив внешность, попадают в женский ансамбль. Один из них влюбляется в солистку и некоторое время скрывает от неё, что он мужчина. Сценаристы не сразу сообразили, как должен был развиваться сюжет, ведь логичным было бы сразу открыться девушке. Тогда и возник ход с гангстерами, преследующими музыкантов. Действие было решено перенести из современности в 1920-е годы.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В целом, сценарий получился по тем временам весьма рискованным и идущим вразрез с привычными для публики представлениями. Когда продюсер Дэвид Селзник услышал о стрельбе и трупах в музыкальной комедии, он попытался отговорить коллег от съёмок, предсказав фильму провал.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Главные роли достались молодым перспективным актерам Джеку Леммону и Тони Кертису. На роль Душечки рассматривались кандидатуры Митци Гейнор, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, но когда Уайлдер узнал, что Монро свободна от съемок, пригласил ее. Он осознавал, что работать с Монро будет тяжело, но коммерческий успех фильма был важнее.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Съёмки проходили с августа по ноябрь 1958 года. Пейзаж для картины нашли в Калифорнии, а подходящие интерьеры – в отеле «Дель Коронадо» и на его пляже. Впрочем, события внутри гостиницы, были полностью отсняты в павильоне.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Самым первой отснятой сценой 4 августа стал эпизод посадки пассажиров в поезд, идущий на Майами, и его отправление с вокзала Чикаго. Вокзал, выглядевший так натурально, на самом деле был декорацией. Именно здесь абсолютно обалдевшая от походки сногсшибательной блондинки-незнакомки Дафна произнесла знаменитую фразу: «Ты только взгляни... Вот это походочка! ...У неё, наверное, внутри моторчик... Влево-вправо-влево... Никогда, Джо, нам с ними не сравняться...».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сцена получалась очень смешной – зрители впервые видели Джо и Джерри, преобразившихся в Джозефину и Дафну, а затем красотку Душечку с «моторчиковой» походкой. Однако самой Душечке сцена категорически не понравилась – Мэрилин считала, что её первое появление в фильме должно быть куда более броским. Режиссёр Уайлдер, памятуя о сложном характере актрисы, решил продемонстрировать внимание к её мнению. На минуту задумался. «Давай-ка ещё дубль сделаем...» – дал команду режиссёр, и, пока Монро шла на исходную точку, он что-то быстро прошептал своему ассистенту – тот фыркнул и передал реквизитору. «Мотор! Камера!.. Экшн!».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Душечка вновь прошла мимо парочки обалдевших «музыкантш» и двинулась дальше, как вдруг из-под вагона неожиданно и мощно дунуло струёй шипящего пара. Перепуганную Монро занесло аж куда-то вбок, и она чуть не полетела на платформу. С неподдельным испугом актриса оглянулась назад и нашла в себе силы пройти ещё несколько шагов. Этот эффектный кадр затем вошёл в картину. А за кадром все мужчины киногруппы хохотали над «шуткой» режиссёра. Рассерженная звезда двинулась к Уайлдеру, а тот проговорил, улыбаясь: «Душечка, ты же сама хотела броское появление...». Тут Мэрилин рассмеялась сама.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В качестве консультанта для главных актёров пригласили настоящего трансвестита из Берлина. После первого дня занятий он сказал: «Кёртис отлично справляется, а Леммон просто невозможен, у него ничего не выйдет, он всё время отказывается делать то, что я ему приказываю». На что артист так объяснил свою политику: «Я не хочу убедительного перевоплощения в женщину, мы должны изображать двух мужиков, которым неуютно в женском платье». Режиссер поддержал линию Леммона к явному неудовольствию трансвестита.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Появление на съёмочной площадке Мэрилин Монро привлекло повышенное внимание СМИ. Репортёры и поклонники постоянно дежурили в районе съёмочной площадки - каждое появление девушки на публике создавало нездоровый ажиотаж.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Мэрилин Монро была бесподобна… на экране, но не во время съёмок. Из-за неё Кёртису пришлось на протяжении 42-х дублей надкусывать ножку цыплёнка, ибо звезда не могла правильно сыграть сцену. Из-за этого же 47 дублей мальчики стояли на высоких каблуках, обливаясь потом под шёлковыми чулками и накладными бюстами.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Многочасовые опоздания на площадку, нежелание выходить из гримёрки – ей простят всё, а режиссер скажет: «Как актриса с острым чувством комического диалога она была просто гениальна».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Съёмочный процесс и график работ вообще серьёзно пострадали из-за актрисы. Трудности в личной жизни, нескладывающийся брак, депрессия накладывали отпечаток на её поведение.С супругом у неё были сложные отношения. Артур Миллер регулярно появлялся на съёмочной площадке и иногда устраивал ей сцены, что также не способствовало созданию рабочей атмосферы.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В последние недели Монро, не особенно скрываясь, употребляла алкоголь прямо возле камеры. У неё были серьёзные проблемы со сном, и она не засыпала раньше 4 утра и постоянно опаздывала на съёмки. На съёмочной площадке она часто спорила с режиссёром по поводу своей роли, фильма в целом и просила переснимать неудачные на её взгляд сцены.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Мэрилин Монро была беременна во время съёмок, в результате выглядела заметно толще, чем обычно. Для производства фотоматериалов о фильме использовались тела дублёрш, к которым впоследствии монтировали голову Монро.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На одном из предварительных просмотров в сцене, когда Джек Леммон объявляет о своей помолвке, аудитория смеялась так сильно, что несколько строк диалога невозможно было разобрать. Впоследствии сцену пересняли с более продолжительными паузами и с добавлением игры на маракасах.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Оригинальное название фильма — «Некоторые любят погорячее» — цитата из детской песенки «Горячая овсянка с горохом» Полная цитата: «Кто-то любит погорячее, кто-то — холодную, кто-то — девятидневную в горшочке» (Some like it hot, some like it cold, Some like it in the pot, nine days old). Фраза также используется в одном из диалогов, когда на замечание «Джуниора», что тот предпочитает классику горячему джазу, героиня Мэрилин Монро возражает: «Некоторые любят погорячее».

Рабочее название картины было «Не сегодня, Джозефина».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Режиссёр фильма Билли Уайлдер хотел, чтобы роль Джерри/Дафны сыграл Фрэнк Синатра. Его выбор на роль Душечки — не Мэрилин Монро, а актриса Митци Гейнор.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Многие диалоги Мэрилин могла прочесть только глядя на текст — например, в сцене прощального телефонного разговора Монро с Кёртисом видно, как её глаза бегают по строчкам.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В сцене, где Дафна танцует танго с Филдингом и тот говорит «ты опять ведешь», на самом деле, ведёт как раз Филдинг, а Дафна находится в позиции дамы (партнер левой рукой держит правую руку партнёрши, его правая рука — на её талии, а её левая рука — у него на плече). Это заметно также и по парам, танцующим на заднем плане в правильной позиции. Так что после замечания Филдинга они встают как раз в «неправильную» позицию.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Уайлдер знал, что Мэрилин было сложно сконцентрироваться перед камерой и запомнить хотя бы одну фразу своего текста. Режиссёр дробил эпизоды на максимально короткие, но и это не помогало. Доходило до того, что реплики записывали на листочки и раскладывали в реквизит, а также писали их на доске укреплённой над камерой, на манер телесуфлёра.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Трудности возникали также у партнёров актрисы. Тони Кертис рассказывал о том, что в день, когда снималась наиболее сложная сцена с исполнением песни «I wanna be in love» в танцевальном зале, её не могли нигде найти. Массовка из 200 статистов в костюмах ждала её почти целый день.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Кёртис был недоволен, что по вине партнёрши ему приходится иногда снимать десятки дублей простой сцены, и он не может проявить свои способности сполна. Тони приходилось принимать успокоительные препараты и очередной эпизод он выдерживал только благодаря моральной поддержке Джека Леммона и Джорджа Рафта, не терявших присутствия духа.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Леммон демонстрировал полное спокойствие на площадке и понимание проблем партнёрши. «Может она и не великая актриса, но отдаётся задаче сполна. Она не встанет к камере, пока не будет абсолютно готова», - говорил он про Мэрилин. Уайлдер так отзывался о ситуации на съёмках «Мы в середине полёта, на борту самолёта псих, и у него бомба»...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Поскольку сценарий дописывался во время съёмок, появилась проблема – каким будет его финал? Сцена бегства четвёрки героев на моторке была последней не только по сценарию, но и по хронологии съёмок. Сакраментальная фраза Филдинга III «Nobody`s perfect» («У каждого свои недостатки») была придумана давно, но не являлась финальной.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В другом варианте все четверо были должны бежать в Латинскую Америку. В третьем – Филдинг оказывался... женщиной! В четвёртом... Уайлдер, учитывая всё более сложное психологическое состояние Душечки-Монро, не стал усугублять ситуацию и решил сделать финальный кадр с «той самой фразой», которая ему вовсе не нравилась. Но когда его отсняли, режиссёр изменил своё мнение.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В марте 1959 года завершился монтаж картины. Первую копию отдали на проверку представителю Американской ассоциации кинокомпаний Джеффри Шурлоку. Здесь особых вопросов не возникло, и эта инстанция подтвердила допуск картины к прокату. Сложности начались после проверки католической организацией Национальный легион приличия, в результате которой фильм получил оценку «B» - morally objectionable in part for all («части фильма аморальны для всех»).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Особые нападки цензоров вызвал эпизод с соблазнением на борту яхты, они предложили вырезать около 30 метров плёнки с данной сценой. Глава легиона, его высокопреподобие монсеньор Томас Литтл написал в оценке картины: Материалы картины оцениваются, как сильно оскорбительные по отношению к христианским и традиционным нормам морали и нравственности…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Тема трансвестизма ведёт к осложнениям и, как нам представляется, в фильме есть явные намеки на гомосексуальность и лесбиянство. Диалоги не только двусмысленные, а откровенно вульгарные. Нарушения, связанные с переодеванием, очевидны.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Картину удалось спасти от запрета на прокат, но она вышла без сертификации MPAA. В некоторых городах возникли проблемы, так как комиссия штата не допустила картину в кинотеатры. В Канзасе прокат задержался на два месяца, а в Мемфисе на сеансы допускали только взрослых. Как отметил журналист «Life» Уильям Зинсер, картина могла бы и вовсе не попасть в широкий прокат, если бы не юмор и иносказание в сценарии.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Первые две недели прокат картины имел скромные масштабы, но начиная с третьей начало работать «сарафанное радио», аудитория значительно увеличилась и продюсеры вздохнули спокойно - успех ленты в прокате уже не вызывал сомнений…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Забавно, что единственный «Оскар» картине, которая была признана и зрителями (в прокате США бюджет в размере 2,5 млн. был превзойдён более, чем в семь раз), и критиками (по опросу Американского киноинститута в 2001 году, она вообще названа лучшей комедией за всю историю), достался лишь за костюмы в чёрно-белом фильме, хотя был заявлен в номинациях лучшая мужская роль (Джек Леммон), за лучшую режиссуру (Билли Уайлдер), лучшему художнику-постановщику (Тэд Хоуорт), за лучшую работу оператора (Чарльз Лэнг), за лучший адаптированный сценарий (Билли Уайлдер, И. А. Л. Даймонд). Но всё объясняется очень просто – в тот год на киноолимпе царствовал библейский суперколосс «Бен Гур», отхвативший рекордное количество Оскаров, целых 11.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Тем не менее, «Some like it hot» удостоен Золотого глобуса за лучшую мужскую роль (Джек Леммон),
Золотого глобуса за лучшую женскую роль (Мэрилин Монро), Золотого глобуса за лучшую комедию.
Фильм занял первое место в списке «100 лет… 100 комедий» Американского института киноискусства и 14-е место — в списке «100 лет… 100 фильмов». Финальная фраза «Well, nobody’s perfect» («У каждого свои недостатки») заняла 48 место в списке «100 Лет… 100 Киноцитат».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1966 году фильм в советском кинопрокате под названием «В джазе только девушки» его посмотрели 43,9 млн. зрителей. Между прочим, фильм прокатывался всего при 208 копиях! Во время повторного выпуска в советский кинопрокат в 1985 году этот фильм посмотрели 28,9 млн. человек. Общая аудитория за два выпуска в прокат СССР составила 72,8 млн. зрителей. Интересно, что в США его посмотрели 49 млн. зрителей. При бюджете фильма $2 883 848, сборы в США составили $25 000 000.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

#вджазетолькодевушки #некоторыелюбятпоговрячее #мэрилинмонро #мерилинмонро #монро #оксанашанель