Найти в Дзене
РГАФД

160 лет со дня рождения композитора Клода Дебюсси

📅 Звуковой календарь 22/08/2022

160 лет назад родился Ашиль Клод Дебюсси - один из основных представителей музыкального импрессионизма и композитор, существенно повлиявший на музыку XX века. За годы творчества он сформировал оригинальную систему гармонии и музыкальной структуры, и его творчество не всегда находило понимание современников. Награды, успехи и общественное признание соседствовали с нуждой, памфлетами и критическими рецензиями, как бывало со многими неординарными художниками.

Он родился в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле в большой семье, где, кроме него, было четверо детей. Родители держали фаянсовую лавку, которую продали через два года после его рождения.

Первые уроки музыки Ашилю давала Антуанетта де Флервиль — виртуозная пианистка, когда-то, возможно, учившаяся у Шопена. Она стала для Дебюсси духовной наставницей и, по словам композитора, научила его «всему тому малому», что ему было известно о фортепианной игре. Благодаря ей он полюбил музыку Шопена. Кроме того, Антуанетта де Флервиль убедила родителей Дебюсси, которые прочили сыну карьеру моряка, дать ему профессиональное музыкальное образование.

Учительница не ошиблась, распознав в мальчике музыкальные способности: в 1872 г., меньше чем через год после начала занятий, Клод Дебюсси сдал экзамен и поступил в консерваторию. Здесь он изучал сольфеджио и фортепианное искусство, позже поступил в классы гармонии и аккомпанемента. В этом заведении, которое славилось своим консерватизмом, мальчик не был примерным учеником. Современники вспоминали, что он был замкнутым и сдержанным, при этом был упрям, обладал вкусом «ко всему изысканному и редкому». Фортепианную игру Дебюсси считали странной, то импульсивной и даже неистовой, то «мягкой и очень напевной». Хорошие отношения у него сложились с преподавателем фортепиано Антуаном Мармонтелем, который, хотя и не одобрял эксцентрическую манеру игры Дебюсси, распознал в нем артистический темперамент и пророчил ему «блестящее будущее». И Ашиль делал успехи: в 1874 г. он занял второе место по классу фортепиано и третье — по классу сольфеджио, а в 1875 г. — первое место по классу фортепиано после исполнения «Баллады №1» Шопена.

В 1876 г. состоялось первое и, следом за ним, второе выступление Дебюсси в городе Шони. Он выступал в качестве аккомпаниатора молодой певицы в составе ансамбля, и второе выступление вызвало восторженный отклик в прессе.

Несмотря на несколько поощрений и премий, которые Дебюсси-студент получил в консерватории, он все же не входил в число лучших учеников. Изучению музыкальной теории он все чаще предпочитал сочинительство, которое в 1879 г. уже серьезно его захватило. Среди первых его сочинений были романсы на стихи французских поэтов Альфреда де Мюссе и Теодора де Банвиля. В 1879 г. при помощи Мармонтеля (преподавателя по фортепиано) он получил работу пианиста в замке Шенонсо Маргариты Уилсон-Пелуз, переехал в этот замок и так смог начать самостоятельную жизнь. В 1880 г. Дебюсси начал работать пианистом-аккомпаниатором и учителем музыки в семье русской баронессы фон Мекк — меценатки и близкого друга П. И. Чайковского. Путешествуя с семейством баронессы, он побывал в Италии, Австрии, России, познакомился с русской музыкой и полюбил ее. В это время он сочинил свое первое произведение для фортепиано «Цыганский танец» и «Трио соль мажор» для фортепиано, скрипки и виолончели». Так у Дебюсси появилась альтернатива консерваторской среде: он находился среди успешных и образованных людей, которые ценили его фортепианную игру и первые сочинения (Чайковский, впрочем, в письме баронессе отзывался об одном из них не очень хорошо). Большим источником вдохновения стало знакомство с певицей Мари Бланш Ванье в 1880 г., которую он полюбил и которой посвятил 29 музыкальных произведений.

В 1883-1884 гг. Дебюсси участвовал в конкурсе на соискание Римской премии и в 1884 г. завоевал первое место за кантату «Блудный сын» по поэме Эдуарда Гинана. Эта премия позволяла художникам и композиторам несколько лет жить в Риме. В этот период, до возвращения в Париж в 1887 г., он сочинял романсы, работал над симфонической одой «Зюлейма» и сюитой «Весна», которые Академия изящных искусств оценила критически. Третье учебное задание, кантату «Дева-избранница», написанную в 1888 г., Академия одобрила. Начался период активной творческой работы (романсы, фортепианная музыка) и новых знакомств. Одно из них — с поэтом-символистом Стефаном Малларме — привело к рождению первого симфонического сочинения Дебюсси — прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» на одноименное произведение Малларме. Она была закончена и впервые исполнена в 1894 г. Прелюдия получила противоречивые отзывы в прессе, но многие все же отмечали оригинальность творчества композитора. Исследователи называют прелюдию первым уникальным произведением Дебюсси, в котором в полной мере проявился его уникальный импрессионистский стиль.

Более масштабным рубежным сочинением Дебюсси стала опера «Пеллеас и Мелизанда», над которой он работал в 1893-1895 гг. Позже он переработал партитуру для постановки на сцене, долго и напряженно готовился к премьере. Наконец, в 1904 г. состоялась генеральная репетиция. Многочисленная публика отнеслась к опере критически, но после премьеры с каждым новым спектаклем она пользовалась все большим успехом при диаметрально противоположных откликах в прессе. Показательна одна из негативных рецензий на оперу, опубликованная в газете «Менестрель»:

«Кое-кто из моих собратьев по перу сделал вид, что считает Дебюсси в некотором роде главой новой музыкальной школы. Нам хорошо известна эта школа. Она имеет целью перечеркнуть все, что существовало в искусстве до сего дня и передавалось из поколения в поколение, и направить его на путь мистики и символизма. Ритм, пение, тональность — вот три вещи, которые неизвестны господину Дебюсси. И он умышленно ими пренебрегает. Его музыка расплывчата, лишена формы. В ней нет ни движения, ни жизни».

Авторы положительных рецензий же утверждали, что Дебюсси создал самобытную и оригинальную музыку, не сравнимую ни с чем в искусстве. Так или иначе, новое произведение композитора обсуждал весь музыкальный мир Франции, он прославился, а имя его стало синонимом той самой новой школы. В 1904 г. Дебюсси записал отрывок из оперы «Пеллеас и Мелизанда» во французской студии грамзаписи.

В 1900-е гг. Дебюсси пережил ряд кризисов, развод с женой Лили Тескье и брак с Эммой Бардак. От этого брака в 1905 г. родилась дочь Клод Эмма, получившая домашнее прозвище «Шушу». Композитор посвятил ей серию пьес «Детский уголок», законченную в 1908 г. Среди других его произведений этого периода симфонические эскизы «Море», цикл пьес «Образы» для фортепиано и оркестра.

Музыка Дебюсси стала частью репертуара знаменитого балета Сергея Дягилева. В 1912 г. он подписал с Дягилевым договор на сочинение музыки к балету «Игры», и в 1913 г. труппа «Русский балет Дягилева» выступила с этим балетом на сцене нового Театра Елисейских Полей. Публика не оценила спектакль, а Дебюсси, хоть и не прервал отношения с труппой, но признавался друзьям, что был разочарован.

К этому времени Клод Дебюсси уже несколько лет страдал от симптомов рака, который станет причиной его смерти в 1918 г. В последние годы он работал над балетом «Ящик с игрушками», посвященном Шушу, сочинял фортепианные произведения — «Шесть античных эпиграфов», сюиту «Белым и черным», «Двенадцать этюдов» памяти Шопена, «Сонату для флейты, альта и арфы» и несколько других произведений.

Сегодня мы предлагаем послушать «Две арабески» Клода Дебюсси в исполнении арфиста И. И. Рончеа (запись 1984 г.). Дебюсси завершил это сочинение в 1890 г. и много раз переписывал. Первая арабеска стала одним из тех произведений композитора, которые сам он исполнял чаще всего:

🔈 http://ргафд.рф/callendar/22-08-2022

#клоддебюсси #дебюсси #рончеа #композитор #арабеска #музыка #звуковойкалендарь #ргафд

-2
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.