Найти тему
Mikhail DELYAGIN

Правительство Мишустина поддерживает жилищное строительство – и экономику в целом

Для компенсации увеличения издержек строительного комплекса и общей поддержки экономики правительство Мишустина направляет на инфраструктурные и социальные объекты еще 200 млрд.руб..

Пока жилья вводится в строй даже больше, чем в прошлом году (за январь-июль – на 15,7% после роста на 12,7% по итогам 2021 году), но это достижение не должно успокаивать: оно вызвано концентрацией ресурсов на завершении уже начатых комплексов при резком сокращении нового строительства. Падение спроса уже сейчас оценивается в 10-20%; при продолжении либеральной социально-экономической политики оно будет только нарастать, и застройщики в целом уже вынуждены остановить рост цен (хотя в Москве, например, куда сбегаются не находящие применения деньги со всей страны, с начала года массовые жилищные комплексы подорожали на 11%).

По оценке вице-премьера Хуснуллина, без дополнительного финансирования для компенсации роста цен около тысячи объектов будет заморожено и станет долгостроем.

Важным инструментом поддержки строительного комплекса является ипотека. Она оказала колоссальное влияние на рынок жилья: до распространения коронавируса с использованием кредитов на нем осуществлялось около половины всех сделок, а в 2020-2021 годах (во многом благодаря льготной ипотеке) эта доля выросла до 75-80%.

Льготная ипотека, поддерживаемая государством, действует в России с 2019 года; программа льготной семейной ипотеки действует до конца года, сельская ипотека (со ставкой не выше 3%) сделана правительством Мишустина бессрочной, так как о своем доме мечтает около 45 млн.чел..

Однако рост неопределенности, колебания ставок и падение доходов граждан снизило число выданных ипотечных кредитов в разы: если в марте их было 163 тыс., то в апреле – 50, в мае – 37 тыс.. Правда, в июне их число выросло до 66 тыс., - во многом благодаря усилиям правительства Мишустина.

Несмотря на все сложности, оно не свернуло ни одну программу стимулирования ипотеки. Напротив, лимит самой массовой – льготной - был увеличен до 12 млн.руб. в столичных регионах и до 6 млн. в остальных. Разрешение сочетать льготную ипотеку с рыночной увеличило лимит более чем вдвое - до 30 и 15 млн.руб. соответственно. С 1 июня стал возможен кредит под 7% на строительство частного дома хозспособом, а в мае была запущена льготная ипотека для сотрудников IT-компаний под 5%.

Это позволило «перезапустить» рынок ипотеки, и в июле выдача ипотечных кредитов выросла по сравнению с июнем еще в 1,4 раза. Всего по итогам 2022 года предполагается получение 1,2-1,3 млн. ипотечных кредитов на 5,1-5,2 трлн.руб.: это меньше, чем в рекордном 2021 году, но примерно столько же по числу кредитов, сколько во вполне удачном для данной сферы 2019.

Сейчас правительство Мишустина предполагает сформировать «ипотечное меню», интегрирующее все программы поддержки ипотеки и одновременно повышающее их адресность. В его рамках регионы планируется объединять в группы в зависимости от уровня спроса и предложения на строящееся жилье.

Разумеется, поддержка кредитования распространяется далеко  не только на ипотеку.

Премьер Мишустин снизил ставку по льготным краткосрочным (до 1 года) кредитам для аграриев и расширил сферу ее применения на инвестиционные кредиты (их ставка составляет до 5% годовых до 15 лет), с одной стороны, и на предпринимателей, перевозящих сельхозпродукцию (они смогут приобретать на льготные кредиты рефрижераторные контейнеры и иные средства перевозки скоропортящейся продукции). Важно, что программа предусматривает не только выдачу новых кредитов, но и рефинансирование старых льготных кредитов, выданных до снижения ставки Банка России под 10% годовых.

Помимо этого, правительство Мишустина выделило из резервного фонда 1,1 млрд.руб. на развитие энергетики и ЖКХ для улучшения коммунальной инфраструктуры в Дагестане (получит 735,5 млн.руб.), Северной Осетии (256,7 млн.) и Ингушетии (108,2 млн.руб.).

Еще 2,5 млрд.руб. направлено временно закрытым аэропортам центра и юга России на компенсацию операционных расходов. При этом в города, с которыми ограничено авиасообщение, запущены дополнительные поезда и междугородние автобусы.

Правительство Мишустина прилагает усилия для снижения затрат субъектов экономики, расширение применения более эффективных технологий. Так, вдвое – с 24 до 48% - увеличена доля субсидирования расходов (причем не только бизнеса, но и граждан) по переводу транспорта с бензина на качественно более экономичный метан. В апреле 2022 года бензиновым двигателем пользовалось 84% автовладельцев, дизельным - более 10%, а газовым – лишь около 5%.

Огромное количество ограниченных по отдельности, «точечных» мер, предпринимаемых правительством Мишустина, в совокупности обеспечивает надежную поддержку российской экономике и весьма эффективно способствует ее стабилизации даже в самых трудных условиях.