Найти тему
Пишу / лежу

О том, как мы читаем. Ч. 1

Оглавление
Из открытых источников
Из открытых источников

Приветствую, читатель!

Мы читаем каждый день, приём читаем много. Для каждого это действие привычно, поэтому никто не задумывается о том, как он это делает. А тем временем мозг вынужден последовательно и непрерывно выполнять два типа операций: восприятие текста и его расшифровку.

Чтение – сложный процесс восприятия графической информации, когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

Как это происходит?

В основе чтения лежит физиологический процесс. Свет попадает на сетчатку глаза, на зрительные рецепторы (фоторецепторы). В них энергия света (фотонов) преобразуется в электрическую энергию нервной ткани и передаётся в зрительный нерв. Оттуда она попадает в головной мозг. Коротко процесс обработки текстовой информации происходит так:

Зрительная кора (формирование визуального образа буквы, слова, страницы) –> угловая извилина (нахождение акустического аналога для зрительной формы слова) –> слуховая кора (обеспечение слышимости слова) –> зона Вернике (усвоение и понимание слова) –> зона Брока (воспроизведение речи).

Из интересного. Зона Вернике и угловая извилина, зона Брока – «языковые» области мозга, отвечающие за понимание и воспроизведение речи. Зона Вернике различает звуки речи в пространстве и участвует в отборе слуховых сигналов. Зона Брока же отвечает за

  • использование звуков,
  • составление предложений,
  • понимание слов,
  • взаимодействие с собеседником (ожидание своей очереди в диалоге, выбор соответствующего тона и манеры речи),
  • восприятие музыки и внимание.

Повреждения этих центров ведут к афазии (нарушение понимания речи собеседника и воспроизведения своей) и апросодии (нарушение понимания эмоций в речи и типа речи).

Как чтение объяснить биологически?

В процессе эволюции людям стало необходимо передавать информацию. Сначала это делали с помощью жестов и эмоций. С появлением орудий труда и развитием первобытных сообществ, наряду с развитием других когнитивных способностей, началось становление речи: от звуков до слов, значение которых различалось в зависимости от произносимых звуков. Начало развиваться древнее искусство, потом – письменные системы. С ними появилась графическая информация: рисунки и тексты. Если есть тексты, значит есть процесс чтения. Так речь, её понимание и воспроизведение появились биологически, закрепившись на генетическом уровне в результате многих тысяч лет эволюции.

Как читают в разных письменностях?

Есть письменности с алфавитной (знак = буква) и логографической (знак = морфема или слово) системой. Отличие в чтении заключается по большей части в том, что в алфавитной письменности знаки можно читать последовательно, складывая в слова, и таким образом захватывать глазами больше знаков в один момент времени. В логографических системах чтения же требуется время на различение и расшифровку элементов иероглифа, почему глаз одномоментно видит меньше символов.

А что насчёт скорости чтения?

Она зависит от нескольких факторов: словарного запаса, читательского опыта, строения предложений, стилистически окрашенных слов, сложных слов и т. д. Поэтому нельзя однозначно оценить, насколько быстро человек читает. Существует, конечно, техника скорочтения, когда количество прочитанных слов в минуту можно кратно увеличить. Её эффективность в усвоении информации не обоснована и не доказана.

Таким образом, чтение – сложный процесс восприятия графической информации, ставший возможным благодаря эволюции речевого аппарата и необходимости закреплять и передавать информацию. В зависимости от письменности люди читают по-разному, а скорость чтения варьируется от индивидуальных особенностей.

Спасибо за прочтение! Каждый читатель важен.

P. S. Автор будет рад, если вы узнали что-то новое.

P. P. S. Автор будет рад пожеланиям по тематике статей и развитию канала вообще.