7,1K подписчиков

Почему в 19-м веке было модно фотографировать мёртвых . Стиль Постмортем

13K прочитали
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фотография является отличным способом сохранить долгую память о человеке. Пройдут годы , он покинет этот бренный мир, а на фото останется живое и даже иногда счастливое лицо. Фото еще долго позволит напоминать близким о том, каким был этот человек, как много можно вспомнить о нём… В девятнадцатом же веке подход к фотоискусству был немного другим , на современный взгляд даже странным .В какое то время в " моду" вошли постановочные снимки умерших и с умершими людьми . И , что удивительно это была не единичное желание какого нибудь самодура , а целое направление в фотохудожестве . И на то есть свои причины.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Первой , можно сказать , работающей и массовой технологией создания фотографий стала дагеротипия - способ запечатлеть изображение на металлической пластине, которая была покрыта слоем пористого серебра. Даггеротипия впервые появилась в 1839 году. И если до этого времени создание портретов было доступным лишь богачам , то теперь фотографы смогли обеспечить снимками и средний класс тоже . Первые фото получались не очень дорогими и создавались довольно быстро . Больше не нужео было ждать месяцами (а то и поболее) , пока художник закончит свою работу кистями . Публика сразу оценила новые возможности . С помощью "новых технологий " можно было сохранить на вечную память образ умерших дорогих людей . С появлением ещё более усовершенствованных технологий - коллодионного процесса, с одного выполненного негатива можно было уже напечатать несколько снимков .

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Такие фото напоминали людям о скоротечности жизни, но ещё более того выступали своеобразным сентиментальным памятником усопшему . Дело дошло до того, что люди стали снимать умерших детей, в том числе и только родившихся младенцев , которые умерли . К сожалению детская смертность была очень высокой в то время . Очень часто фотопортрет умершего малыша был его единственным напоминанием оставшимся в семье.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В конце девятнадцатого века постмортем (посмертная фотография) был на пике популярности. Но к следующему столетию странная "мода" сошла на нет. Скорее всего мировые эпидемии и войны изменили у людей отношение к смерти и она стала пугать.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Первым в этом направлении жанра, как считается, был «Автопортрет в виде утопленника». Его создателем в 1840 году стал Ипполит Байар, один из первых кто стал снимать подобные фото . Он сделал "селфи" запечатлев сам себя в полуобнаженным в сидячем положении со склоненной на бок головой и закрытыми глазами. Это изображение стало формой протеста Байара, в знак того , что он требовал признания своих заслуг в нелёгком деле продвижения новых ,фотографических технологий .

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В самых первых постмортем  (от лат. post mortem — после смерти) снимках идея композиции была наипростейшей – лицо усопшего просто снимали крупно, иногда это было всё тело лежащее в гробу. Самое интересное в этом жанре , что и сделало его настолько запоминающимся , это фотографии умерших в естественных и непринуждённых позах, словно бы усопший был живым или глубоко спящим . Умерших деток сажали на маленькие стульчики клали в коляски и окружали их игрушками или куклами.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Не менее популярными были групповые фотографии, на них рядом с покойным присутствовали члены семьи и близкие родственники отошедшего в мир иной . Поражает то , что постановочные кадры делали не только в доме умершего , но и в фотоателье.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Для того чтобы удержать тело в положении стоя использовали специальные приспособления-крепления. На фото ниже музейная экспозиция, отображающая процесс съемки постмортем фото.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А иногда для того чтобы лицо выглядело живым, художник "рисовал" глаза сверху на веках , чтобы создать иллюзию что они открыты. Чтобы скрыть мертвенную бледность щеки подрумянивали.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В более позднее время люди перестали заниматься такими изысками и просто стали фотографировать своих ушедших родственников в гробу в окружении родных и близких. .

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Постмортем интересовал не только обычных людей , как жанр он ценился многими известными фотографами. Как пример-Надар , мастер часто фотографировал усопших . И именно он оставил потомкам посмертное фото Виктора Гюго.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На сегодняшний день области фотоискусства посвящается множество различных исследований . Не забывают и постмортем. Эксперты считают, что этот стиль появился, как возможность подчеркнуть разницу между живым и мертвым , грань между жизнью и смертью В уже более поздний срок сформировалось множество различных сюжетов и именно тогда смерть стала главной темой для фотоснимков. В основном труде по теории фотографии Ролана Барта «Camera Lucida» много внимания как раз и уделяется соотношению живого с мертвым , как инструмента языка нового изобразительного искусства. Фотография по смерти не только подчеркивала разницу между живым и мертвым , но и привела к другой категории фотографий– живых , изображающих мертвецов. Выше было сказано о примере Ипполита Байара. У этого направления имеется вполне логичное объяснение. Более ранние снимки создавались небыстро, "модель" должна была долго позировать из-за того , что выдержка была очень длительной из за чего неестественность позы и неподвижность фотографируемого объекта легко объяснялось смертью ..

#фотография #история #постмортем #искусство #жизнь #наука #маринаковальская #дзенканал #лента #19век