Сейчас СССР многие поминают, как страну дефицита и отсутствия ширпотреба. Но это далеко не так. К примеру, достаточно широко был представлен такой его сегмент, как наручные часы иностранного производства, а это «ширпотреб» относящийся, как бы сейчас сказали, - к аксессуару, формирующему имидж. При этом не стоит забывать, что и советские часы тогда были на уровне и также характеризовали владельца, как человека не только делового, но и обеспеченного. А уж владельцы импортных часов и вовсе относились, фигурного выражаясь, к особой касте.
Фабула
В наше время, к примеру, Москве, достаточно доехать до магазина часов AllTime что на Русаковской улице и купить самые изысканные модели мировых брендов, да еще и с довеском в виде ювелирных украшений. А если денег на такое приобретение недостаточно… Нет, я не советую вам брать кредиты, это, как известно, плохо заканчивается. Но вы можете подняться на 3-й этаж, где в сентябре откроется «МУЗЕЙ ВРЕМЕНИ И ЧАСОВ», чтобы абсолютно бесплатно проследить их историю от сотворения мира до наших дней на примере, как лучших дворцовых образцов Серебряного века, так и механических будильников, без которых не обходилась ни одна советская семья. Ну и часов солнечных, история которых восходит как раз к эпохе сотворения мира.
«Фирменные» часы в СССР
В советское же время из импортных изделий наиболее распространенными были японские, в частности, это были Seiko, Orient и Citizen. Их привозили дипломаты, моряки и специалисты, возвращавшиеся из зарубежных командировок. Реже встречались и швейцарские бренды, но, в основном это были трофейные золотые часы. К середине 1970-х век их заканчивался и в ремонт их приносили, чтобы освободить от механизма золотой корпус. Современных же практически не было, за исключением тех редких экземпляров, что дипломаты покупали для себя. Надо отметить, что все эти часы были механические, высокого качества, рассчитанные не на одну пятилетку. На черном рынке, который сложился, благодаря большому количеству ввозимых часов, часть из них, помимо самого бренда имели прозвища. К примеру, крупный Orient с «вечным календарем» назывался «колледж», а квадратный с алмазной насечкой по краю циферблата – «фреза». Впрочем, какие-то из этих прозвищ были не столько народными, сколько фирменными, обозначавшими модель, т.н. «пятая сейка» означала Seiko-5 и имело эту цифру на циферблате. Собственно, это был просто девиз модели, состоящий из 5-и пунктов. В продолжение этой темы была Seiko-7, на чем эта линия и окончилась. Даже сейчас в объявлениях вы можете встретить этот набор названий:
"...Ориент колледж, Ориент фреза -оriеnt Frеzа, Ориент джентльмен, Jараn Ориент 3 звезды, Оriеnt stаr, Ориент гвоздик, Ориент клёпка, Ориент СК - оriеnt sk king divеr, Оriеnt КD Оriеnt КW Вечный календарь, Sеikо 5, Sitizеn, sеikо аutоmаtiс, sеikо mоnstеr, sеikо sсubа, sеikо sumо..."
Ценообразование
Выше я писал, что швейцарских часов было мало и связано это было с ценой. На черном рынке новые японские часы стоили 400-500 рублей, а швейцария до 1000. Но, как я помянул, «швейцарию» везли дипломаты, а они дорожили должностью и черного рынка в упор не видели, поэтому все привозимые излишки реализовывали легально, через комиссионные магазины. У товароведов был справочник, по которому они определяли цену. И потолок для любых импортных часов был 250 рублей. И нести туда более дорогостоящую вещь за те же деньги смысла не было. Поэтому, если и везли часы для перепродажи, то вместо одних Rolex, покупали двое Orient. Конечно, при таком расхождении цен рынка и магазина, на прилавок часы если и попадали, то при определенных обстоятельствах. К примеру, не новые и восстановленные, цена которых на рынке и на прилавке не сильно отличалась, попадали таки на прилавок, поскольку были представлены большему количеству покупателей и быстрее продавались. А разница в цене оправдывалась отсутствием риска - обвинения в спекуляции.
Покупатели
Надо сказать, что не только рыночные, но и государственные цены для простых граждан были, не то что не подъемные, но весьма значительные. Начинающий инженер в 1970-80-х гг. получал 120 рублей, средняя з/п промышленного рабочего была 180 и только бригадиры, сдельщики или рабочие высших разрядов получали до 270 рублей в месяц. Поэтому основными покупателями были несколько категорий граждан. Это были номенклатурные работники, высокооплачиваемые сотрудники министерств, проворовавшиеся хозяйственники и строители и, конечно же работники торговли и сервиса – таксисты, бармэны и, конечно же проходимцы всех мастей. Именно для них сотрудники комиссионных магазинов поставляли эту продукцию, причем, по «госцене». Поскольку от тех также требовалась не переплата, а подобная услуга и тоже по «госцене». Фирменные часы, независимо от бренда были визитной карточкой «человека со связями», поэтому даже те, кто никаких связей не имел, но желал выглядеть, как новый доллар, скрепя сердце, обязательно покупал этот аксессуар там, где имел возможность. Кстати, о долларе. В тот период он тоже имел некоторое хождение от профессиональных валютчиков до таксистов «Интуриста» и номинировался 3 и 4 рубля за доллар. В первом случае это были свои, во втором – какие-то неизвестные покупатели. Разница соответствовала доле риска.
Конечно, то, что я поведал есть лишь часть этой темы, она гораздо шире, к примеру, к концу 1980-х, началу 1990-х ассортимент значительно расширился, появились "челноки" и контрабанда, но формат Дзена не позволяет раздувать статьи до романов. Все данные, что я привел в статье не из интернета, а мои собственные, полученные в течение многих лет моей деятельности в разных сферах, в т.ч. и в системе комиссионной торговли, где я знал всех директоров комиссионных магазинов столицы. Впрочем, в системе Главтога я работал не в одной конторе, потому и прочую специфику искать в гугле мне не приходилось.