Найти тему
Upitko.ru: Быстро о кино

🕵 Городской сноб расследует убийство техасской девушки. Умное кино, затерявшееся среди других фильмов и не получившее известности. А зря!

Оглавление

Культовый комедийный сериал «Офис» закончился в 2013 году. Кажется, что это было совсем недавно, но на самом деле прошло уже девять лет. В этот период актер Б.Дж. Новак, игравший в ситкоме эгоиста и хвастуна Райана Ховарда, занимался тем, что повышал свой профессионализм, оттачивая режиссерские навыки сразу в двух шоу — «Проект Минди» (в меньшей степени) и «Платформа» (в гораздо большей степени) и, судя по всему, размышлял об окружающем мире. И вот, парень наконец-то дорос до полнометражного фильма, для которого стал не только постановщиком, но также сценаристом и исполнителем главной роли. Называется его дебютное творение лаконично и понятно — «Месть» (Vengeance). Выбранные Новаком жанр и тема оказались довольно любопытными — это сатирическая детективная трагикомедия, рассказывающая про взаимоотношения избалованного городского пижона с грубоватыми жителями Юга Америки. Звучит не очень замысловато, но на самом деле фильм получился необычным и, самое главное, озадачивающим. Давайте узнаем о нем немножечко больше.

Промо к фильму Vengeance. Режиссер: Б.Дж. Новак. Оператор: Лин Монкриф. Производство: Blumhouse Productions, Divide / Conquer
Промо к фильму Vengeance. Режиссер: Б.Дж. Новак. Оператор: Лин Монкриф. Производство: Blumhouse Productions, Divide / Conquer

О чем фильм?

Житель Нью-Йорка Бен сталкивается с неожиданной ситуацией. Абелин — девушку, с которой он встречался всего пару раз и которую не очень хорошо помнит, — находят мертвой. Официальная причина трагедии — передозировка, однако техасская семья погибшей отказывается верить в такой вариант и выдвигает свою версию случившегося, согласно которой, Абелин убил мексиканский наркокартель. Для главного героя становится большой неожиданностью то, что родные умершей считают его ее бойфрендом. Дело в том, что перед смертью Абелин рассказала семье о Бене, назвав его любовью всей своей жизни, хотя на самом деле их отношения были не более чем интрижкой. Теперь родственники зовут парня на похороны. Решив использовать этот шанс, чтобы создать большой подкаст о мифотворчестве, вере консервативных южан в теории заговора, объясняющие их проблемы, и благодаря этому рассказать Америке о состоянии общества, главный герой отправляется в Техас. Но чем глубже копает Бен, тем больше он узнает о месте, в которое приехал. Вскоре герой начинает сомневаться в своих предположениях.

Ну и что же там интересного?

«Месть» — это детективно-сатирическая черная комедия с нотками неонуара, которая под жанровой принадлежностью скрывает намерения погрузить своего зрителя в раздумья — причем любого зрителя — и городского, и провинциального — лишь бы тот умел размышлять и соглашался начать этот не самый простой процесс во время просмотра данного фильма.

Думать во время «Мести» — действие обязательное, без которого кинолента вряд ли произведет хоть какое-то положительное впечатление, а поэтому если вы к такому не готовы (я, например, периодически бываю не готов), лучше с просмотром повременить.

Кадр из фильма Vengeance (Blumhouse Productions, Divide / Conquer)
Кадр из фильма Vengeance (Blumhouse Productions, Divide / Conquer)

Одно из главных преимуществ дебютной работы Новака — ее непредсказуемость. Сценарий фильма не назовешь стандартным как в целом, так и в деталях. Даже одна из последних сцен, в которой происходит самое важное, дарует нам то, что мы скорее всего не ожидаем (говорю в первую очередь за себя). Это, а также палитра цветов пленки и расставление смысловых акцентов немного роднит «Месть» с работами братьев Коэнов, однако у новой киноленты более спокойное развитие событий и свои уникальные ритмы, превращающие показываемое на экране — если сравнивать с водой (извинтите, но больше ничего в голову не приходит) — в слабые, но уверенные в себе волны, иногда сопровождающиеся резкими и неожиданными всплесками.

Проработка сценария Новака удивляет. История получилась целостной и гармоничной. В ней даже есть замаскированные чеховские ружья, выявляющие себя не сразу, а через большое количество времени после их первого показа или упоминания. Например, бессмысленный диалог или хмурый взгляд могут приобрести свою ценность, свое значение для фильма только спустя несколько сцен, что становится настоящим подарком для внимательного зрителя.

В итоге фильм оказывается чем-то большим, чем просто рассказ о столкновении либерализма и консерватизма. Герой Новака вроде бы и подсмеивается над обеими сторонами, будучи представителем первой из них, но вскоре проникается тем, о чем до этого судил лишь по предвзятым представлениям той части общества, к которой принадлежит. Тот, кто пришел разрушать чужие стереотипы, относясь к их носителям свысока, сам оказался полон предрассудков. И от них ему приходится избавляться.

Кадр из фильма Vengeance (Blumhouse Productions, Divide / Conquer)
Кадр из фильма Vengeance (Blumhouse Productions, Divide / Conquer)

Удивительно, но пресловутый постмодерн и любимая режиссерами-интеллектуалами сатира, здесь выступают в роли красивой обертки для конфеты с начинкой из смыслов и идей, явно имеющих большое значение для создателей этого фильма. Обычно постмодерн использует чужое и устоявшееся для своих «грязных» целей — обсмеять и обыграть, — но в данном случае ему отведена лишь роль инструмента. А значит, привет, метамодерн, за которым и модерн виднеется — мы по нему скучали, верно?

Что в итоге?

Для меня «Месть» стала настоящей маленькой жемчужиной. Немного неказистой, но милой. Не очень яркой, но умной. И уникальной. Однако всем этот фильм советовать точно не стоит. Да и не сделан он для всех. Но я как раз именно такое и люблю, вы знаете. А про массовое кино сегодня вам расскажет кто-нибудь другой.

Спойлер! Не читайте абзац, если не смотрели «Месть»

А вы заметили, как забавно герой и злодей в конце поменялись местами? Второй стал задвигать глубокомысленный монолог о состоянии общества, достойный крутого подкаста, а первый... ну вы поняли... в лучших традициях Техаса. Монолог, кстати, крутой. Да и то, что будет потом, тоже. Оно и символизирует изменения в центральном персонаже.

-4

Если вам не трудно, пожалуйста, лайкните эту статью — платформа устроена так, что нам, авторам, ваши лайки очень помогают.

На этом пока всё. Подписывайтесь — на моем канале статьи о кино выходят почти каждый день.

Еще я: ВКонтакте | Телеграм