Найти тему
#Историограф🔎

Лёгкой поступью по мостовой.

Оглавление

Поговорим о жизни ...

Раскопки помогают выявлять и раскрашивать картину жизни наших предков.

Вокруг центральных усадеб поселков из которых впоследствии возникает город, расположены пашни и сады, пересеченные грунтовыми дорогами.

  • Славенский (т. е. славянский; его называли также Славно или Холм — отсюда, вероятно, скандинавское имя Новгорода «Холмгард),
  • Неревский (от названия финно-угорского племени «норома», иначе «нерева»; ср. р. Нарва),
  • Людин (от славянского «люди»; вероятнее всего, это поселок кривичей.
иллюстрация с сайта http://www.lifeofpeople.info/themes/?theme=1.10.8.s#article1
иллюстрация с сайта http://www.lifeofpeople.info/themes/?theme=1.10.8.s#article1

Дом, амбар, конюшня или мастерская, огороженная высоким частоколом. За частоколом - двор соседа. Узкая метра три улица между двумя рядами усадеб.

-2

Древние столицы Европы еще утопали в грязи, а наши новгородцы ( а как же, конечно они) уже в 953 году укладывали деревянные мостовые их плах- коротких бревен, расколотых надвое пополам.

Почему рядов всегда несколько, почему мостовые многослойные, спросите Вы?

Деревянные мостовые недолговечны. Проходило какое то время плахи начинали подгнивать, менять их смысла не было, так как двор становился выше мостовой ( хозяйка усадьбы, или хозяин мастерской сваливали бытовой мусор, отходы производства во двор). Капитальный ремонт и строительство новых мостовых, когда поднимали уровень улицы, чаще всего проводили после сильных пожаров, сжигавших значительные пространства города.

Новою мостовую укладывали на прежнюю.

Вот совсем свеженькие фотографии при реконструкции Ильиной улицы в 2020 году.

Почему еще мостовые не старились? Правильно- пожары, наводнения.

Читаем:

1178 год

В Новгороде сгорел весь Неревский конец, начиная от дома Иванковых, а также 5 церквей.

http://www.lifeofpeople.info/themes/?theme=3.6.12.s
http://www.lifeofpeople.info/themes/?theme=3.6.12.s

1194 год

Пожар занялся с Савкина двора на Яришевой улице, и быстро перекинулся на другие строения Новгорода. Сгорели 3 церкви: св. Василия, св. Троицы и св. Воздвижения. Пожар унялся только у Луконой улице... но уже на другой день загорелось в Чеуловом переулке, где выгорело 10 домов. И в ту же неделю, в пятницу, пожар занялся на Хревкой улице и распространился вплоть до ручья в Неревском конце, сгорело 7 церквей...

http://www.lifeofpeople.info/themes/?theme=3.6.12.s
http://www.lifeofpeople.info/themes/?theme=3.6.12.s

Раскопки на территории древнейших мест застройки показали, что самая ранняя мостовая Великой улицы Неревского конца датирована 953 годом;

Археологи считают новгородский культурный слой уникальным.

Благодаря влажности почвы в нем великолепно сохраняются древние вещи. По мере накопления последующих слоев дождевые и талые воды наполняли культурные отложения. Влага препятствовала доступу воздуха, а без воздуха нет и гниения. Постоянная влажность не позволяла древним новгородцам рыть колодца и погреба, строить фундаменты, а значит не нарушался культурный слой.

Итак что мы имеем:

Древнейшая водоотводная система, целые усадьбы, монеты, украшения и конечно же берестяные находки. Одни за другой из земли извлекались грамоты, в которых люди, умершие пятьсот, семьсот лет назад писали о своих повседневных заботах:

http://gramoty.ru/birchbark/document/show/novgorod/776/
http://gramoty.ru/birchbark/document/show/novgorod/776/

Перевод: Грамота от Ильи и от Дмитра во Псков к ливу Мостке. Итак:плащ [ценой] в полгривны, одеяло в четыре куны, платок в три куны; ты занял у Теши (?) три куны. За это пришли шесть кун. Пришли же и мою малую нитку. Если же не пришлешь, то учиню тебе рубеж (конфискацию)'. Ниткой авторы явно называют низку жемчуга или бус и т.п.; адресат знал, о какой именно низке идет речь. Можно предположить, что Мостка оставил Илье и Дмитру деньги на покупку плаща, одеяла и платка, причем три куны он занял у Теши, расплачиваться с которым придется тем же Илье и Дмитру. Учитывая реальную цену товаров и этот долг (может быть, также какие-то комиссионные), следует получить с Мостки еще шесть кун.
Перед нами редчайший случай, когда в грамоте указан не только адресат, но и адрес: 'во Псков'. При этом, однако, письмо, адресованное во Псков, найдено в Новгороде. Не исключено, что это черновик или копия, оставленная для себя. Но вероятнее всего то, что письмо привез обратно в Новгород сам адресат — лив Мостка; оно могло играть роль списка заказов, т. е. служить свидетельством того, что он привез всё, что требовалось. В. Л. ЯНИН, А. А. ЗАЛИЗНЯК БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ ИЗ НОВГОРОДСКИХ РАСКОПОК 1997 г

http://gramoty.ru/birchbark/document/show/novgorod/804/
http://gramoty.ru/birchbark/document/show/novgorod/804/

Перевод: Ют Незнанка к Рюре. Собираешься ли платить 6 гривен? Если не собираешься, то поезжай [на суд] в город'. Оба имени встречены впервые. Незнанъко — уменьшительное от Незнанъ (ср. Неданъ и т.п.). РюрА — явно уменьшительное от Рюрикъ. До сих пор имя Рюрикъ (из скандинавского, ср. др.-исл. Нгдбгекг < прагерм. *Hroda-rTkaz 'славой могучий') встречалось в древнерусских источниках только в качестве княжеского. Грамота № 804 показывает, что по крайней мере в Новгороде этого ограничения не было.

Или находят в культурном слое, соответствующем рубежу двенадцатого и тринадцатого веков, пятнадцать деревянных дощечек- заготовок для иконок, а также золотую, серебряную, бронзовую фольгу, три керамических сосуда с янтарем, кусочки красной, желтой краски и охры около 10 ведер?

Загадка, Чем занимался владелец усадьбы?

Опыт объемной реконструкции усадьбы Олисея Гречина. Автор архитектор Г.В. Борисевич
Опыт объемной реконструкции усадьбы Олисея Гречина. Автор архитектор Г.В. Борисевич

Так начинается история иконописца Олисея Гречина,чья мастерская была найдена на территории Троицкого раскопа. ( Вполне вероятна принадлежность Гречину знаменитой двусторонней иконы «Спас Нерукотворный — Поклонение Кресту», находящейся ныне в Успенском соборе Московского кремля).

Икона Спас Нерукотворный. Новгород, XII в.
Икона Спас Нерукотворный. Новгород, XII в.

Усадьба Гречина находилась в близком соседстве с церковью Образа, а сам художник работал именно тогда, когда строилась и украшалась эта новая церковь. . Можно определить где стоял его дом, где была калитка.

К числу наиболее массовых находок относят остатки кожаной обуви.

 Древнерусская обувь
Древнерусская обувь

Наиболее простым типом обуви были поршни, обувь второго типа — мягкие туфли — более других распространена в новгородских слоях XII в, небольшие размеры последних свидетельствуют о том, что такую обувь носили главным образом женщины, подростки и дети, наиболее сложными в изготовлении были сапоги.

Жители Новгорода могли позволить себе ходить по чистым деревянным мостовым в красивой и практичной кожаной обуви, которую заказывали у мастеров-сапожников. Сапожные мастерские начали появляться в городских усадьбах в XII–XIII веках, когда сапожное ремесло отделилось от кожевенного.

Все возможные находки можно увидеть здесь http://archenov.risingcom.ru/usadba-novgorodskogo-xudozhnika-12-veka/zastrojka-xozyajstvo-i-byt-usadby-a-vo-vtoroj-polovine-xii-nachale-xiii-veka/

Не верите? Приезжайте и сами все увидите....