Найти тему
Переплёт

Добро и Зло в романе Фрэнка Герберта "Дюна"

Оглавление

Вселенная Фрэнка Герберта «Дюна» в первом романе строится на противостоянии двух знатных и могущественных семейств - домов Атрейдесов и Харконненов. С подачи автора, лидеры домов изначально являются яркими противоположностями. Но так ли они не похожи, как показано в книге?

По всем канонам жанра Атрейдесы – это олицетворение сил добра, со всеми присущими этому понятию качествами. А Харконнены – могущественное зло, которое не остановится ни перед чем ради достижения своих злорадных целей любыми возможными способами. Однако, если присмотреться тщательнее, есть одно качество, а вернее стремление, которое делает эти два дома в чём-то похожими друг на друга. Вот о нём и поговорим.

В этой статье разберем глубинные ноты сюжета «Дюны» на примере двух значительных личностей – герцога Лето Атрейдеса и барона Владимира Харконнена. В лучших традициях этого цикла попробуем заняться философией, чтобы понять, так ли уж они отличаются друг от друга.
Статья большая и, если не читали "Дюну", может остаться местами непонятной.

Атрейдесы и Харконнены – близнецы?

Начнём с герцога. Как и всем представителям своего дома, Лето Атрейдесу присущи такие качества, как честолюбие, отвага и доблесть, прямота суждений и забота о семье.

Когда власть на Каладане перешла в его руки, он тут же выступил с резкими осуждениями действий императорских сил, а позже проявил себя в качестве яркого лидера и полководца на полях сражений. В частности, именно благодаря действиям Лето была возвращена честь и слава другому значимому Дому – Верниус, чуть не оказавшемуся под тотальным контролем Императора.

Однако, как и все Атрейдесы высокого ранга, Лето не позволял себе проявлений лишних чувств на личных фронтах, что сделало его великим правителем, но в то же время и холодным на эмоции человеком. В целом, он подан автором как образец, эталон порядочности и человека, верного принципам.

-2

В противовес герцогу выступает эталон всевозможных пороков – лидер дома Харконнен барон Владимир, показанный нам крайне хитрым политиком, амбициозным и умным манипулятором.

При этом мы видим, что барон не чурается поддаваться всяческим собственным нетрадиционным наклонностям, в том числе он любит проявлять насилие в отношении более слабых. Даже его физический образ Герберт представил как нечто отвратительное. И сделано это было преднамеренно - Зло должно отвращать даже физически.

В романе (да и в фильмах, но мы тут больше по книгам) Владимир представлен в виде очень тучного, страдающего от обжорства мужчины, который даже не способен самостоятельно передвигаться, осуществляя эту естественную потребность за счёт специальных приспособлений.

Однако, это лишь образ, умелая манипуляция автором над своими читателями. При всех этих недостатках барон был блестящим политиком, ведомым лишь одной единственной целью - сделать когда-нибудь одного из представителей своего дома императором. Он не «гнул свою линию» открыто, как герцог - с целью прославить свой Дом барон использовал разные ухищрения, нередко всячески злоупотреблял собственными полномочиями. Но упрямо шёл к цели, своей принципиальностью ничуть не отличаясь от герцога Лето.

К слову, по мнению многих фанатов и критиков именно Владимир Харконнен является одним из самых коварных и каноничных антагонистов, когда-либо изображённых на бумаге.

Казалось бы, что может быть общего у таких в корне противоположных характеров? Как не странно, ответ достаточно ясен, и лежит на поверхности.

И герцог Лето, и барон Владимир всегда стремились к достижению власти, используя при этом свои методы достижения целей. Особенно это было показательно во времена событий на Арракисе.

-3

Сравните. Типично для Атрейдесов новые хозяева планеты начали медленно, но верно, даже с некоторой алчностью захватывать ресурсы планеты в свои руки. При этом заведомо нельзя сказать с уверенностью о том, стали бы Атрейдесы идти по тропе мира со своими врагами, ведь и для них тоже лучший способ демонстрации превосходства – это ведение боевых действий.

Медленному, но неуклонному приведению Дюны к вассальному статусу помешали извечные противники - Харконенны. Сложно утверждать, что Атрейдесы вообще напрочь лишены плохих качеств. Например, та же хитрость не является для их образа чем-то чуждым, хоть она и проявляется чаще по отношению к врагам.

С такой же целью на планету прибыли Харконнены. Только их миссия была быстрой, резкой и опасной, барон решился на своеобразный «блицкриг», понадеявшись на военное превосходство и предателя в доме противника.

Лишь излишняя доверчивость приближённых к себе людям сыграла злую шутку с герцогом Лето, погибшим от рук соратников в результате тайных хитросплетений барона Владимира.

И, словно отзеркалив его судьбу, был отравлен и лидер Харконненов, убитый тем же способом от руки своей собственной внучки Алии во время войны с Фрименами.

В результате что Атрейдесы, что Харконенны – одна история. Не даром впоследствии Герберт увёл космооперу «Дюны» в сторону философской фантастики с Мессиями, Избранными и ответственностью индивидуума за будущее Вселенной. Ведь в ней нет ни добра, ни зла, только люди, непохожие друг на друга только внешне.

Как думаете, кто был бы лучшим императором - Лето Атрейдес или Владимир Харконнен?