В 1976 году немецкая прог-рок-группа Triumvirat записала свой самый сильный альбом «Old Loves Die Hard». И хотя пластинка не имела успеха предыдущего альбома, тем не менее, в сфере арт-рока она и сегодня считается чуть ли не самой сильной работой из всего, что на этой ниве тогда сделали многие гораздо более известные рок-группы.
Я прекрасно помню 1976 год, в начале которого я проявил огромный интерес к рок-музыке и сразу же не стал мелочиться – начал как раз с Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep и прочих тогдашних монстров рока. И интересно сейчас будет кому-то услышать это, но как раз 1976 год стал сущим разочарованием для практически всех отечественных рокеров.
Дело в том, что в западном роке тогда вдруг случился совершенно непонятный перелом. Сначала шли жаркие дискуссии по поводу Deep Purple «Come Taste the Band» - почему такой прекрасный альбом вдруг получился таким не похожим на предыдущие диски группы? Ну, чуть ли не провал, хотя, конечно же, все избегали это слово употреблять.
Потом случился «прокол» с Uriah Heep – альбом «High and Mighty» вышел какой-то не такой, какой ожидалось, помпезный и вымученный, чем «Хипы» никогда не злоупотребляли.
Завершил это разочарование Led Zeppelin «Presence» - и с этими монстрами рока случилось что-то не то. Альбом получился хороший, но какой-то «не тот», слишком тяжелый и совсем не весёлый, как будто писался он в больнице, а не в студии.
Кроме этого «подвели» своих советских фанатов в 1976 году и Queen с Black Sabbath, и Манфред Мэнн с Иэном Гилланом, да и Genesis без Габриэля как-то не впечатлял, а ELO вообще сдвинулись в какое-то жуткое американское диско.
Это сейчас все эти альбомы являются непререкаемой классикой, а тогда, по свежим следам всем вдруг показалось, что с рок-музыкой начинает твориться что-то не то. И хотя далеко не все рок-группы в том году разочаровали (те же Nazareth, Kiss, Sweet, Rainbow и венгерская «Омега» выдали прекрасные рок-альбомы), тем не менее, было видно, что наступил какой-то «сдвиг по фазе», и такая райская эпоха постоянно прекрасной рок-музыки начинает заканчиваться. Прежние кумиры перестали быть креативными.
И вот, на этом фоне на наших «тучах» вдруг как черт из табакерки появилась группа Triumvirat. Вернее, появился только один диск этой группы, вышедший как раз в 1976 году, но он наделал среди рок-музыкантов большого шороху. Диск назывался «Old Loves Die Hard», и он моментально стал бестселлером, а сама группа – фаворитом в рок-меломанских кругах, хотя музыка была откровенно артовая, что среди рокеров тогда было явлением таким же упадочным, как и переход какой-либо хардовой группы в диско. Однако «Триумвираты» этот весь арт так мастерски обыграли в прог-роковом ключе, что альбом все равно считался шедевром рок-музыки.
На видео: Triumvirat на сцене в 1978 году
И на самом деле – пластинка получилась настолько убойной, что просто неприлично было бы искать в ней какие-то недостатки. Правда, возникли вопросы – почему группа называется «Триумвират», когда в ней было четыре участника?
Но вскоре это вопрос разрешился - «Триумвираты» выпустили до 1976 года три альбома как раз в составе трио, а для четвертого взяли еще одного музыканта, но название менять не стали. И это понятно – как я потом узнал, за предыдущие годы название группы превратилось в бренд, который приносил музыкантам хорошие денежки. Шутка ли – предыдущие два альбома попали в американские списки популярности US Billboard 200 (№№73 и 27 соответственно). Для немецкой группы, хоть и поющей на английском, это было огромным достижением. Можно даже говорить о том, что Triumvirat – первая рок-группа из Германии, покорившая привередливый американский рынок, а это, по сути, рекорд!
Чуть позже на отечественные «тучи» начали «выползать» и предыдущие альбомы группы – сначала прославившийся в США «Spartacus» (1975 г.), потом «Illusions on a Double Dimple» (1974 г.), а затем начал мелькать и дебютник – «Mediterranean Tales/Across The Waters» (1972 г.). Но очень интересно, что все эти пластинки не стали такими «взрывными», как «Old Loves Die Hard». Да, они тоже были прекрасны, но это не был арт-рок, по крайней мере, такой яркий, какой был продемонстрирован на альбоме 1976 года.
Первый альбом – так это вообще прог-рок в немецком его варианте – краут-рок. И почему-то распространено мнение, что «Триумвираты» пошли стопами Кита Эмерсона и его группы, но и без всякой ненужной дискуссии и так ясно, что если немцы и были поклонниками Emerson Lame & Palmer, то играли они музыку исключительно в ключе Рика Уэйкмана с закосом под Моцарта и Ференца Листа. Кит Эмерсон – виртуоз знатный, но он скорее глобалист, а Уэйкман – чистый индивидуалист. Вот таким же индивидуалистом, но с серьезным академическим, в отличие от Уэйкмана, образованием, был и Юрген Фриц – основополагатель «Триумвирата», и глобальные идеи Эмерсона ему были несколько чужды, хотя он и признавался, что именно Эмерсон и его группа The Nice повлияли на него в музыкальном плане сильнее всего.
И это в самом явном виде проявилось на альбоме «Old Loves Die Hard» 1976 года. Правда, к тому времени идеи краут-рока заметно устарели, и пришлось видоизменяться, перетекать в более публичный арт. Для этого был нанят более подходящий для этого вокалист – англичанин Барри Палмер (потом засветился на альбомах Майка Олдфилда), потому что прежние вокалисты просто не тянули высокую музыку. Правда, ходят слухи, что смена вокалистов была вынужденной и вообще не планировалась, тем не менее, Барри Палмер придал группе коленкор совсем другого, гораздо более высокого уровня.
На видео: Барри Палмер в составе Triumvirat в 1977 году
Другое дело, что после этого альбома у Юргена Фрица закончились музыкальные идеи, и последующие альбомы группы начали пролетать мимо чартов, пока в 1978-м американский лейбл Capitol Records не разорвал с «Триумвиратами» контракт, а в 1980-м после попсового альбома «Русская рулетка» группа вообще распалась и больше не собиралась. Да и Юрген Фриц что-то не сильно преуспел в сольном творчестве. В 1989 году он написал музыку к немецкому фантастическому фильму «Трудно быть богом» (по повести А. и Б. Стругацких) и выпустил с этой музыкой диск, а в 1990-м записал пластинку «Dreams Of Amadeus» в рамках своего сольного проекта Millenium. Но особого успеха эти работы не имели и известны только самым преданным фанатам.
Однако альбом «Old Loves Die Hard» - это и на самом деле явление в рок-музыке, не зря он так переполошил тогдашнее фанатское сообщество СССР – самое объективное в мире, между прочим. Этот альбом, невзирая на свои прог-роковые корни, оказался настолько современным и по духу, и по звучанию, что он и сегодня котируется как нечто выдающееся в мировой рок-музыке, несмотря на то, что скоро пластинке стукнет полвека. И если искать каких-то аналогий в музыке альбома, то скорее такие виртуозные и одновременно громкие музыкальные пассажи под силу только Рику Уэйкману, а не Киту Эмерсону.
Интересно, что дебютник «Триумвиратов» был записан и вышел на год ранее, чем дебютник Уэйкмана «Шесть жен короля Генриха VIII», а, между тем, оба эти творения демонстрируют практически одну и ту же музыкальную идею, основанную на широком использовании клавишных инструментов. Ясно, что оба музыканта – и Юрген Фриц, и Рик Уэйкман, - по полной эксплуатировали чью-то более раннюю идею, потому что я не склонен думать, что Рик содрал у своих немецких коллег стиль и технику. Но если и не содрал, то таких совпадений не бывает.
Тем не менее, в новых своих работах и Triumvirat, и Уэйкман демонстрировали практически одно и то же музыкальное поведение, вернее, тут можно говорить о ментальном единстве обоих клавишников, потому что «Триумвират» - это личный проект Фрица, и музыканты в этом проекте менялись практически как перчатки. И сравнивая оба диска Уэйкмана и Фрица 1976 года – «No Earthly Connection» и «Old Loves Die Hard», можно опять-таки заметить потрясающее сходство музыкальных полотен. Только Уэйкман так и не взлетел до высот арт-рока на всю катушку, а вот «Триумвираты», заполучив нового, гораздо более совершенного вокалиста, создали с ним достойную пластинку, основанную по большей части не на музыкальном мастерстве Юргена Фрица, а на его композиторских талантах.
Жаль, конечно, что взлетев до таких высот, группа так резко начала снижаться. Следующий альбом «Pompeii» (1977 г.), записанный под брендом New Triumvirat (из-за финансовых разногласий с покинувшими группу барабанщиком и бас-гитаристом), тоже был неплох. Однако между его помпезностью «по верхам» и прог-роковой основой не было никакого духовного наполнения, свойственного предыдущему диску. К тому же стало видно невооруженным глазом, что в группе начался разлад по полной категории.
Плюс к этому на музыкальном рынке начались какие-то изменения, исключавшие прог-рок из всех чартов. Юрген Фриц под давлением лейбла Capitol рванулся написать диско-музыку, но альбом 1978 года «A la Carte», совсем не похожий на все, что группа создала до этого, не устроил ни фанатов Triumvirat, ни финансовых покровителей. Разочарованные американцы из Capitol турнули группу из своего арсенала, отменив все контракты, а в 1980-м не захотел с ней иметь дело и европейский лейбл Harvest Records, которому «Триумвираты» в свое время принесли хорошие денежки.
Но не будем о плохом, а будем о хорошем. Всю музыку для альбома написал исключительно Фриц, но тексты для некоторых песен принадлежат перу барабанщика Ганса Батхельта (№№1 и 3) и Барри Палмера (№№3 и 4).
Сторона 1:
1). I Believe (7:51) «Я верю». Прекрасный помпезный гимн чему-то высокому, не англоязычному слушателю совсем неважно – чему именно. Песня просто шедевральна, хотя исполнена на самом пике всех возможностей коммерческого арт-рока тех времен. Однако вместе с тем, если бы я не знал, что это играет совсем другая, а тем более немецкая, группа, я бы подумал, что это – лучшее произведение Рика Уэйкмана. Барри Палмер тут красавчик, и совершенно непонятно, почему его сольная карьера так и не развилась.
2). A Day in a Life (8:09) «День из жизни». Это целая инструментальная сюита из трех разных частей. По названиям каждой части можно хотя бы приблизительно понять, какие конкретно темы у этой сюиты. В титрах для этой композиции указан саксофонист Чарли Шлимбах, но я почему-то никакого саксофона в музыкальном рисунке не услышал.
~ Uranus' Dawn (2:57) «Рассвет Урана». Прекрасная меланхолия под разнообразные клавишные с взрывной кульминацией а-ля Рик Уэйкман, хотя Рик, как мне кажется, все же менее сентиментален даже в таких душевных своих номерах. Юрген тут показал высший класс академической музыкальной школы, а Рик, как мы знаем, в академии проучился всего менее чем год, пока не вылетел из нее по собственному желанию, посчитав, что ему всякие академии – не указ.
~ Pisces at Noon (3:51) «Рыбы в полдень». Еще одна прекрасная, но уже чисто фортепианная зарисовка классического пошиба. Такие композиции играл и Рик, но у него всё получалось в убыстренном темпе, без всяких млеющих рассусоливаний.
~ Panorama Dusk (1:25) «Панорама сумерек». Третья часть сюиты, но уже не академия, а натуральный групповой хард-рок на клавишных всех спектров. Я эту вещь просто обожаю, причем уже скоро 50 лет подряд.
3). The History of Mystery (Part One) (7:50) «История тайн. Часть 1». И снова пошел чистый арт, правда, начинается он с какой-то оперной фортепианной баллады. Барри тут поет, как умирающий лебедь, правда, снова во всю мощь своей глотки. Нет, это уникальный вокалист. Ну, а дальше пошла синтезаторная часть, напоминающая мне картину «Бурлаки на Волге». И это еще не все, потому что третий кусок – это какой-то немецкий рождественский торт – чем глубже его режешь – тем более вкуснее становится начинка. Да, Рик Уэйкман тут немного отдыхает, но не потому, что он тупее Юргена, а потому что музыка «Триумвирата» - это совместное творчество четырех достаточно гениальных музыкантов. А Рик – волк-одиночка, у него не хватает просто рук, чтобы всю музыку аранжировать в самом своем многогранном объеме.
На аудио: тут обе части композиции "The History of Mystery", на диске разделенных по двум сторонам
Сторона 2:
4). The History of Mystery (Part Two) (3:59) «История тайн. Часть 2». Вторая часть этого музыкального винегрета чуть менее разнообразна композиционно, зато в инструментальной части это снова синтезаторный шедевр а-ля Рик Уэйкман – настоящий английский прог-рок самого высшего розлива в немецком «оперном» исполнении. Что тут комментировать? Надо слушать и наслаждаться!
5). A Cold Old Worried Lady (5:50) «Холодная старая встревоженная дама». Какая-то душещипательная фортепианная баллада, писанная, скорее всего, под таланты Барри Палмера. Ну, он и тут оказался красавчиком, хотя такие песни не люблю.
6). Panic on Fifth Avenue (10:31) «Паника на Пятой авеню». Ну а это вообще такой масштабнейший прог-роковый пик, что его и охарактеризовать трудно. Жесткая музыка вполне объясняет название композиции – весьма паническая картина, и Юрген тут упражняется во всех диапазонах возможностей электронных клавишных. Все музыканты тут работают на износ, кроме Барри – ведь это не песня, а инструменталка. Моментами есть нечто похожее на творчество Рика Уэйкмана, но немного, потому что тут явное влияние Кита Эмерсона. Правда, даже несмотря на похожесть музыки Triumvirat на других знаковых исполнителей, все же эта группа успела выработать свой собственный, уникальный, то есть неповторимый саунд.
7). Old Loves Die Hard (4:26) «Старая любовь не умирает» (или же «Старая любовь умирает с трудом»). И снова песня-стенание, впрочем, ее настроение можно понять, потому что Барри тут стенает не просто так, а пытается донести до слушателей весьма важную для многих истину, заложенную в названии песни. Исполнение снова шикарное.
Бонус:
8). Take a Break Today (3:45) «Сделай сегодня перерыв». Такой шикарный синтезаторный рок-н-ролл в чисто немецком рождественском стиле. Записывался для сингла, на альбом не вошел. Сингл был выпущен в 1976 году в Германии и Португалии.
В заключение хочу добавить, что у меня нет сведений о том, какие места в каких чартах этот альбом занял. Известно только то, что в США он был менее успешным своего предшественника, но по непроверенной информации я знаю, что альбом был очень популярен в Германии, Греции и в Латинской Америке. В любом случае после его выхода и раскрутки на музыкальном рынке Барри Палмер купил себе в Лондоне дом и поставил в гараж пару интересных автомобилей.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Немецкое арт-рок-трио «Triumvirat» ~ знатные подражатели Кита Эмерсона, в итоге ставшие квартетом
Взлёт и падение Рика Уэйкмана: гениями остаются навечно, но вот творят они мало
Почему такие рок-гиганты как «Emerson, Lake & Palmer» так быстро сдулись?
Дебютный альбом Manfred Mann’s Earth Band 1972 года ~ самое недооцененное произведение группы