Найти тему
I like camii

Мечеть Искендер-паши

Оглавление

Мечеть Искендер-паши — комплекс в районе Бейкоз в Стамбуле. Он расположен на небольшой площади перед пирсом Канлыджа. Сулейман I (Кануни). Он был построен Гази Искендер-пашой (ум. 1570), известным как «Завоеватель Фамагусты», одним из знатных людей государства в период Селима. Она также известна как мечеть Канлыджа. Эта мечеть, которая упоминается в учредительной грамоте Искендер-паши от 967/1559 года, зарегистрирована как «Умерший Искендер-паша в Канлике» и «Мечеть Искендер-паши дер Канлыка» в биографиях Мимара Синана. Дата 1559-60 гг., увиденная в надписи на двери гарима мечети, может быть принята за дату завершения комплекса. Дизайн зданий принадлежит Мимару Синану.

Мечеть Искендер-паши
Мечеть Искендер-паши
Софа Ками во дворце Топкапы
I like camii18 августа 2022

История

Этот комплекс зданий, который со временем подвергался различным ремонтам, был оборудован некоторыми дополнительными зданиями в 19 веке, а один из знатных людей периода Танзимата М. Садик Рифат-паша (ум. 1857 г.) построил расписание рядом с гробница и кофейня с восточной стороны мечети примерно в те же годы.была построена школа февкани.
В 1925 году с целью расширения дороги, соединяющей Ускюдар с Бейкозом, этот небольшой комплекс, составляющий ядро ​​Канлыджи, был значительно разрушен, баня была уничтожена пожаром 1916 года, а кладбище, окружавшее мечеть с трех сторон, ее окружающие стены, трое дворовых ворот, школа февкани, деревянный алтарь имама за стеной михраба мечети и столовая рядом с ней были удалены, а некоторые вековые деревья, окружающие мечеть и затеняющие погребения, были удалены.


До 1930 года правая сторона и кибла мечети были кладбищем и даже перед михрабом, могилой Неврес-паши, гробом, а позже преобразованным в комнату холостяка и кофейню, бесплатную кухню, две комнаты, завтрак имама, двухэтажный дом, а при расширении названной улицы все это тоже имелось, по-видимому, разрушено.
По словам Джабира Вада, мечеть и другие части подвергались различным ремонтам в 1895, 1910, 1926 и 1942 годах. По проведенным в то время съемкам видно, что в 1944 году он находился во дворе со стеной и тремя воротами.


Архитектура


Мечеть принадлежит к группе крытых мечетей Мимара Синана. Оба состоят из поперечного прямоугольного плана, святилища и притвора, окруженных деревянными стенами. Это каменное строение с двумя рядами кирпичных балок и стенами из бутового камня.
На западном фасаде два оконных проема на верхнем этаже и два на нижнем этаже. На южном фасаде три оконных проема на верхнем этаже и два оконных проема на нижнем этаже. Всего на восточном фасаде четыре оконных проема, два на верхнем этаже и два на нижнем этаже. На северном фасаде семь оконных проемов на верхнем этаже и шесть на нижнем этаже. За исключением окон северного фасада, прямоугольные проемы нижнего ряда окон окружены срезными известняковыми наличниками и увенчаны остроконечными рельефными арками из кирпичной кладки, снабженными врезными решетками. Окна верхнего этажа со стрельчатыми арками залеплены муляжами.
Отображая классический стиль своими пропорциями и деталями, минарет с переплетением тесаного известняка расположен в северо-западном углу святилища. Его корпус многоугольного поперечного сечения покоится на выступающем на западном фасаде постаменте с квадратным дном, а тонкая работа мукарна под балконом привлекает внимание. Глухие перила геометрически градуированы. Сотовая часть, которая, как известно, была восстановлена ​​после землетрясения 1895 года, заканчивается конусообразным, покрытым свинцом конусом.
Перед северным фасадом находится нависающий участок, перекрытый одноэтажной четырехскатной крышей. Перед этим навесом находится оконный проем, разделенный на три секции. Справа и слева есть дверь, которая обеспечивает вход в последнее место собрания.
Понятно, что притвор изначально был спроектирован как портик, поддерживаемый деревянными столбами, а позже он был закрыт деревянными стенами и добавлен пол, как это имеет место в большинстве зданий с таким качеством. В результате боковые фасады притвора, приобретшего вид двухэтажного деревянного жилища, оставили глухими, а вход в мечеть разместили по оси северного фасада. Весь снаружи покрыт деревом. Его глубина составляет 4,50 метра. Справа и слева от притвора есть лестницы, ведущие к месту сбора женщин. Нижняя часть лестницы слева превратилась в комнату.
Ворота мечети имеют два крыла. Справа и слева от двери окна с прямоугольными проемами и железными решетками. На низкой арке двери приговора есть надпись из трех строк и трех куплетов на арабском языке, написанная сульс чели.

Вход в прямоугольное в плане святилище мечети осуществляется через приговорные ворота. Сегодня святилище мечети покрыто деревянным потолком, разделенным рейками, называемыми «родуклу». Эвлия Челеби сообщает, что крыша, которая до сих пор покрыта черепицей, покрыта свинцом, а под крышей находится деревянный купол, как у мечети Таккеджи в Топкапы.
На стенах, построенных из бутового известняка, два ряда окон были открыты в соответствии с классическим османским стилем. Хотя окна верхнего ряда имеют стрельчатые арки снаружи, изнутри они украшены прямоугольным и цветным стеклом и штукатуркой. Окна нижнего ряда венчают рисованные фронтоны в классическом стиле, а световые люки окружены такими же полосами.
На стенах висят таблички с именами Аллаха, Мухаммета, Эбубекира, Омера, Османа, Али, Хасана и Хусейна.
Справа и слева от южной стены стоят стоячие часы.
Половосьмигранная ниша михраба, отражающая классический стиль, окружена угловыми колоннадами и украшена сталактитовым жасмином. Кафедра и кафедра деревянные и новые.

Подземная мечеть в Каракёй, Стамбул
I like camii18 августа 2022


Тюрбе Искендер-паши

Гробница находится к северу от мечети Канлыджа. Когда-то здесь была ограждающая стена, слева от нее располагалась центральная дворовая дверь. Тот факт, что мечеть расположена на северной стороне, противоречит традиции, соблюдаемой при размещении гробниц бани.
Гробница была отремонтирована в 1267/1850 гг.
Это прямоугольное строение с каменными стенами и плоской деревянной крышей. В него можно войти, сделав несколько шагов от северной стены. Низкая арочная дверь здесь соответствует оригиналу. Спереди у гробницы четыре окна, сзади пять окон и по три окна с каждой стороны. По углам окон большие каменные ножки, а между ними каменные косяки. Прямоугольные проемы окон снабжены железными решетками с шипами.
Можно догадаться, что эта гробница, имеющая необычный для классического периода османской архитектуры вид, изначально была спроектирована как открытая, а позже на нее была наложена сегодняшняя крытая свинцом деревянная крыша. Тот факт, что на могилах Искендер-паши и его сына Ахмеда-паши в гробнице вместо деревянных саркофагов были помещены мраморные саркофаги, подтверждает эту возможность. В изножном и головном торцах саркофагов возвышаются цилиндрические мраморные свидетели, а на прикроватных свидетелях имеются надписи, не указывающие дату смерти. На круглом надгробии правого из этих двух мраморных саркофагов написано: «Победитель души усопшего и его опального сына Ахмед-паши». На принадлежащем Искендер-паше написано духу умершего/Гази Искендеру/паше/Фатихе.

Деревянная мечеть Силахтар Аптуррахман Ага в Ускюдаре, Стамбул
I like camii18 августа 2022



Расписание

Хотя Муваккитхане была построена через четыреста лет после мечети и отражает имперский стиль, ее скромные размеры и простые фасады гармонируют с пристроенным к ее углу мавзолеем.
Кирпичные стены восьмигранного в плане здания покрыты штукатуркой и покрыты деревянной крышей в виде невысокой восьмигранной призмы. Его прямоугольная открывающаяся дверь и три круглых арочных окна, выходящих на сторону Босфора (запад), окружены мраморными косяками.
Надпись «Эсер-и Рифат Паша 1266» написана каллиграфией талик на табличке над дверью. На эту новую функцию муваккитхане, которая сегодня используется как библиотека, указывает небольшая надпись латинскими буквами, помещенная под османской надписью. Своды окон, снабженные железными решетками, соединены между собой молдингами на уровне стремян, а замковые камни арок выполнены с выступами. Рифат-паша построил восьмиугольное расписание в 1266/1850 годах, примыкая к средней двери и гробнице. На его двери надпись «Эсер-и Рифат Паша 1266».
Только Мимар Синан упоминает это медресе, которого нет в его уставах, как «Медресе усопшего Искендер-паши в Канлыке» и «Медресе-и Искендер Паша-Баб 1». Странно, что существование такого медресе не встречается в истории. На самом деле спустя столетие Эвлия Челеби говорит о «двух домах учителей» в Канлыке и пишет, что там нет таких сооружений, как медресе и дарулхади. Коньялы говорит, что медресе находится под школой. Б. Танман также останавливается на возможности того, что это здание было школой, упомянутой под названием медресе. Ч. Балтаджи не упоминает в своей работе ни одного из пожертвований, принадлежащих этому медресе. Согласно этой ситуации, медресе было просто школой, как утверждал Танман, или, по крайней мере, исчезло каким-либо образом, прежде чем оно заработало вскоре после того, как было построено.
Школа, которая, как предполагается, была построена вместе с мечетью и которую Эвлия Челеби называл «учительским домом-и сибян», представляет собой прямоугольное планировочное строение с каменными стенами и деревянной крышей, с двумя рядами окон, стены сделаны из щебня, в углах, а также на дверных и оконных косяках Известно, что использовался колотый известняк, а кровля была покрыта свинцом. По словам К. Вада, школа, находившаяся в запустении и в руинах в конце 19 века, была перестроена для использования в качестве начальной школы в 1897 году, при этом между рядами окон был сделан деревянный пол, крыша убрали и к ним пристроили еще один этаж, который разделили на деревянные стены и создали классы и комнаты для учителей. Школа, действовавшая в таком виде до 1924 года, когда вступил в силу Закон об объединении образования, в этот день была заброшена и после 1938 года превращена в полицейский участок. Между тем, деревянный настил, верхний этаж и внутренние стены, добавленные в 1897 году, были отменены, а также изменены фасады, и здание было лишено своего первоначального вида.

Можно предположить, что школа февкани, расположенная в кофейне на первом этаже и, как известно, использовавшаяся в качестве средней школы в период с 1874 по 1880 год, имеет вид деревянного жилища. Понятно, что школа, которая видна в первой уставной грамоте от 951/1544 года, подготовленной Искендер-пашой, когда он был еще Бостанджибаши, находится в левом углу стены внутреннего двора мечети и просуществовала до 1944 года. Точно так же он упоминается и в уставах других фондов. Это здание, должно быть, было одним из двух домов учителей, упомянутых Эвлией Челеби. Согласно обследованию, проведенному А. С. Ульгеном в 1944 г., здание представляет собой единый объем с квадратным планом, каменной кладкой и крышей. Каждая стена имеет два нижних окна (и, возможно, второй ряд окон) и очаг. Его дверь находится за пределами двора мечети. Другая начальная школа, о которой упоминает Эвлия, должно быть необычным деревянным зданием, которое продолжается от двери во двор, примыкающей к муваккитане, до улицы. По словам А. Джабира Вада, в период с 1874 по 1880 год здесь проходило обучение в средней школе, и он получил здесь свое первое образование. Это деревянное здание было заброшено, когда было возрождено описанное выше каменное здание. Первый этаж этого места использовался как кофейня и место для омовения мечети, и все эти постройки были снесены под предлогом строительства дороги.



Хамам

Из сведений Ч. Вада о бане, которая полностью канула в историю, холодная комната имеет деревянную крышу, окружена двумя антресольными этажами с раздевалками, а в 1916 году все эти деревянные части были сожжены. в пожаре, который распространился от особняка Ата Молла возле бани.


В свете этой информации не представляется возможным нарисовать полный план бани. Однако понятно, что из теплой комнаты был переход в два санузла, помещение было квадратным в плане, а слева от него располагалась прямоугольная приватная комната. Зеркальный камень, украшенный рельефом слона и упомянутый Эвлией Челеби, который находится в одном из бассейнов в этой отдельной комнате, был перенесен в музей Евкаф-и Исламие (сегодня Музей турецкого и исламского искусства) в 1914 году. Строительная книга указанной бани с печатью Мимара Синана находится в архиве дворца-музея Топкапы.
Мимар Синан говорит, что «баня Искендер-паши была построена» из бани Искендер-паши, но не указывает местонахождение. Однако ванна не входит ни в один фундамент. Эвлия Челеби, с другой стороны, говорит, что в Канлыке есть небольшая баня, не объясняя, кому она принадлежит, и описывает изображение слона на чаше ванны.


Документ из Коньи, в котором говорится, что баня, расположенная на углу мечети в Канлыке и снова разрушенная в 1925 году под предлогом расширения дороги, принадлежала Искендер-паше и была построена Мимаром Синаном, также дает документ. Этот документ, датированный 972/1564 г., найденный в бухгалтерской книге под номером 14/1461 в архиве дворца Топкапы, был запечатан и подписан Мимаром Синаном. Выражение в начале книги ясно говорит о том, что баня находилась в Канлыке и была построена Мимаром Синаном. Эта фраза приводится Коньялы следующим образом:

«Учет экспорта бинакердени хамам-и джедид бе ферман-и Его Святейшество султан алемпенах хуллидет би ма' рифет-и Синан Ага сер ми' маран-и дергах али эль фонд фи 10 шабану' л- великолепный год девятьсот семьдесят второй дер город-и Канлыджа таби-и каза-и Ускюдар».
-3

Однако баню мы не видим в третьем даровании от 975/1567 г., подготовленном через три года после этой записи. Из объяснения Коньялы мы можем подробно увидеть, что на строительство бани было потрачено 64 тысячи монет, а также сколько и какого материала было использовано.
Айвансарайи говорит, что еще одна баня, принадлежащая Искендер-паше, находится в Еникёй. Мехмед Ариф описывает место купания как двойную ванну в углу мечети Молла Челеби в Йеникёй.


Джабир Вада пишет, что приговорная дверь бани открывалась на юг, на улицу. Баня состояла из предбанника, узкой тепловатой комнаты с двумя туалетами и одним умывальником, а затем отдельной комнаты с тремя умывальниками, длиной 5 м и шириной 2 м, соединенными с ней четырьмя умывальниками.