Ислам на протяжении всего своего существования был неразрывно связан с эстетическими аспектами культур. А эстетика в религиозном сознании - один из столпов формирования мировоззренческих взглядов. Один известный хадис гласит: «Поистине, Аллах — Прекрасен, и Он любит прекрасное».
Исламское искусство обладает рядом характеристик. Шариат запрещает любые изображения Аллаха и пророка Мухаммада. Также некоторые исламские богословы придерживаются мнения, что изображение людей и животных в принципе может привести к идолопоклонству. Так, в зависимости от преобладающих идей, некоторые общности отказываются от подобных изображений.
Другие же изображают животных и людей, смешивая традиционное творчество с визуальностью, отсылающей к религии. Например, до прихода ислама в Иран, ремесленники использовали в своих работах изображения правителей, людей и животных. После исламизации мастера стали рисовать молящихся людей, «приправляя» их изображения каллиграфией.
Так формировался мусульманский взгляд на прекрасное, соединяя в себе традиции народов, философские взгляды творцов и религиозные столпы. Особое развитие в изобразительном искусстве мусульман получила каллиграфия. Выражение «музыка для глаз» лучше всего отражает характер этого вида искусства. Этому ремеслу обучаются долгие годы и относятся с особым трепетом.
Альтернатива изображениям живых существ - разнообразные орнаменты. Одно из таких направлений - арабеска, или «ковровый узор». Оно представляет собой сложные орнаментальные узоры из геометрических фигур, растительных побегов, линий и завитков, которые симметрично строятся вокруг центра или оси.
Сфера применения этих художественных стилей довольно широка. Так, в архитектуре используют разные виды росписи и инкрустации. Внутренние убранства мечетей, медресе и других общественных мест украшают арабскими текстами и узорами, мозаикой или лепниной.
Эстетика постоянно присутствует и в быту. По всему миру славятся восточные ткани и ковры, наряды, оружие и посуда. Отличаясь между собой, виды декоративного искусства мусульманских стран показывают всю палитру культурного разнообразия народов, исповедующих ислам.
Иран уже сотни лет – один из лидеров ковроткачества, а персидские ковры ценятся во всем мире. Самый большой в мире ковер, сделанный вручную, находится в Абу-Даби в мечети Шейха-Зайда. Он был сплетен в 2007 году силами более чем тысячи ткачей из Ирана. Длина полотна составляет 130 метров, ширина 50 метров, а его вес более 48 тонн! Поверхность ковра покрыта узором из традиционного иранского цветочного орнамента. Его разработкой занимался иранский художник Али Халики.
Холодное оружие - предмет гордости дагестанских кузнецов. Декоративное ремесло сопровождало производство оружия на протяжении нескольких веков. Рукоятки и клинки украшали растительными орнаментами и текстами арабских и персидских стихов. Традиционные орнаменты «тутта» и «мархарай» считали отличительным признаком качества, ведь с их исполнением могли справиться лишь лучшие мастера.
Мозаика - визитная карточка Марокко. Технология ее создания существует более 700 лет. Каждая деталь панно изготавливается вручную по заранее продуманному дизайну, а орнаментом для мозаики чаще всего служат геометрические абстрактные мотивы.
Вышивка и шитьё, пожалуй, не менее важное направление. В Сирии на протяжении многих поколений передаётся искусство зардози. Так называют шёлковые или бархатные полотна, которые вручную расшивают специальными нитями и камнями. В Иордании и Палестине популярна вышивка крестом. Ее используют практически везде: от свадебных платьев до штор и полотенец.
Декоративное искусство мусульманских народов дарит нам отличную возможность ещё глубже изучить традиции и историю стран.
Каждая деталь такого творчества олицетворяет успешное слияние традиционных и религиозных элементов культур, которые люди хранят и передают в течение долгих веков.