Для войны нужны три вещи - деньги, деньги и еще раз деньги (с)
Любопытно, что в общественном сознании народное ополчение представляется как отважные, но необученные мужики с дубинами и вилами. Такой же видится ситуация в 1611-1612гг, хотя это далеко от правды...
Мининым и Пожарским было собрано сильное войско, а их патриотизм, для большей надежности, был еще и хорошо проплачен. Тут нет какой-то непочтительности - воин должен быть сыт, обут, защищен и пороха должно быть вдоволь, как ни крути:
На деле "дубина народного гнева", выступившая из Нижнего Новгорода, была, может, не очень многочисленной, но хорошо снаряженной - всего вышло 3000 вояк, звучит в масштабах государства как-то даже несерьезно. Сегодня мы поговорим о не самой очевидной стороне подвига народа - о финансовом и немного об организационном вопросе.
Осенью 1611 года начало собираться народное ополчение - было немало служилых людей, в том числе покинувших Смоленск, из которых предстояло собрать войско. Организацией занялся совет купцов и дворян, потому как легитимных (нет) претендентов на престол было с дюжину, потому было резонно сначала навести подобие порядка, а потом уже выбирать царя.
Нижегородцы добровольно-принудительно на эти нужды сдавали треть своего имущества, а те, кто пытался уклониться - наказывался конфискацией.
Сохранились и некоторые суммы - 4116 рублей с купеческого дома Строгановых, это при стоимости лошади в 2 рубля, а добротного дома в - 10. Служилые получили, в зависимости от принадлежности к "статье". Всего на нужды ополчения только с сентября 1611 по апрель 1612 собрали 160 тысяч рублей, и это было еще не все.
Как вы уже помните, ополчение не стало сразу идти на Москву, надо было навести порядок в сопредельных землях и обеспечить надежные тылы. В 1611 положение было так плачевно, что польско-литовские банды доходили даже до окрестностей Нижнего Новгорода.
Находясь в Ярославле, удалось увеличить численность войска до 10 тысяч и собрать еще 100.000 рублей. Собрались воины мурз Кутомова и Мансурова, "сибирский царевич Араслан "с сибирскою многою ратью с татары и с казаки и стрельцы", а там подтянулись люди из "замосковья", как то Твери, Ржева, Углича, Торжка и многих других.
Любопытно, что в Ярославль ополчение было приглашено - потому что отказалось присягнуть полякам, как того требовали московские бояре. После отказа их городу стали угрожать казаки Просовецкого, одного из сподвижников Лжедмитрия II.
Ярославль на тот момент был весьма богатым и удачно расположенным торговым городом, так что именно там был организован Земской совет. Расходы требовались не только на "полевое" войско и гарнизоны, но и на организацию административного аппарата. Скорее всего, много строили, потому как сохранились запросы в монастыри о предоставлении "даточных людей" для работ.
Богата пришли из Ярославля и сама едини могут отбиватися от гетмана - так говорили казаки Трубецкого, когда увидели отлично снаряженное ополчение.
Пожалуй, последний, но важный штрих к отлично проведенной организационной работе - когда была отбита Москва, Минин выплатил жалование всем местным чиновникам, чтобы те понимали, что они тут власть и задержатся тут надолго.