Дискуссия вокруг «паспорта болельщика» в России не утихает: чиновники и депутаты продолжают упирать на соображения безопасности, клубы и тренеры уверены в бесполезности данного нововведения, а фанаты перестают посещать футбольные матчи. А что с международным опытом Fan ID? Оказывается, в Италии уже пробовали ввести идентификаторы для борьбы с ультрас, но система не прижилась. Чем же все кончилось?
Смертельные матчи
Итальянские болельщики известны своим буйным нравом. Во второй половине нулевых эта проблема привлекла внимание властей. Фанатские беспорядки нередко оборачивались травмами, причем не только для их участников, но и для окружающих. Мелочами вроде потасовок на стадионах, драк с полицией и брошенного в арбитра барабана едва ли можно было кого-то удивить, но случались происшествия и посерьезнее. Одним из самых резонансных эпизодов стала гибель тренера любительской команды «Саммартинезе» Эрманно Ликурси: он попытался разнять дерущихся фанатов и футболистов, но оказался в эпицентре потасовки и получил травмы, не совместимые с жизнью. А еще одна трагедия развернулась во время матча «Палермо» и «Катании». Власти предполагали, что игра может быть опасной, и предприняли меры: на матч были стянуты дополнительные силы полиции. Это не помогло. На поле летела пиротехника, рядом со стадионом начались столкновения фанатов «Палермо», которых не сразу пустили на игру, с полицией. Силовики использовали слезоточивый газ, но его разнесло над полем, и матч пришлось прервать. Задыхающиеся болельщики в панике пытались покинуть трибуны, что усугубило ситуацию. Беспорядки продолжились и после встречи, окончившейся победой «Палермо». В этот день госпитализированы с различными травмами были около ста полицейских, а один инспектор, в автомобиль которого бросили самодельную бомбу, погиб. После этого футбол в Италии встал на паузу – тогдашний чрезвычайный комиссар национальной федерации футбола Лука Панкалли потребовал прекратить все игры и не возобновлять чемпионаты, пока не будут приняты радикальные меры. К слову, когда в стычках с полицейскими гибли фанаты, с подобными заявлениями никто не выступал.
Футбольные репрессии
За этим событием последовал ряд отставок функционеров, а СМИ писали о смерти футбола в Италии. На тот момент в этом виде спорта действительно было немало проблем, и, хотя скандалов и громких историй хватало и без болельщиков, политики посчитали, что в деградации футбола виноваты фанаты. А раз виновные обозначены, меры должны быть приняты против них.
В 2010 году в Италии ввели Карту болельщика, ставшую обязательным документом для посещения матчей всех профессиональных лиг. Чтобы подтвердить ее, необходимо было поставить соответствующую отметку в полиции.
Одним из авторов проекта и его главным идейным вдохновителем стал глава министерства внутренних дел Италии Роберто Марони. Он не скрывал, что выступает за «нулевую толерантность» в плане беспорядков на трибунах.
Пока шли обсуждения относительно работы Карты болельщика, Марони ввел жесткие ограничения на стадионах. Национальная обсерватория по спортивным событиям присваивала всем играм ранг, и, к примеру, на матчи «повышенного риска» не пускали болельщиков гостевой команды. Некоторые игры и вовсе проходили при пустых трибунах во избежание лишнего накала страстей. Маховик репрессий в отношении фанатов продолжал раскручиваться: так, например, болельщики «Наполи» были наказаны за беспорядки в поезде на пути в Рим – Марони запретил им посещать выездные матчи в течение всего сезона 2008/2009. По оценке министра, закручивание гаек возымело свои плоды – он считал, что насилия стало меньше, однако закрытые матчи не остановили смерти и травмы среди фанатов. Но Марони был уверен, что пришло время вводить Карту болельщика.
Fan ID по-итальянски
Предполагалось, что Карта болельщика будет внедрена в Италии в 2009 году. Визуально Tessera del tifoso выглядела как обычная пластиковая карта, наподобие банковской, но с фотографией владельца. Оформление ее было обязательным для всех, кто хотел пройти на стадион или поехать на выездной матч. Для регистрации болельщик должен был указать все свои данные, а также пройти проверку в полиции на предмет нарушений правил поведения в прошлом. Тем, в отношении кого в течение последних пяти лет составлялись протоколы о хулиганстве, отказывали в выдаче карты. Более того, документ был платным – оформить его стоило около 10 евро.
Но итальянские клубы были категорически против новой системы. К началу сезона 2009/2010 выдачу карт наладили только «Интер» и «Милан». К тому же, россонери выпустили карты без фотографии. Все прочие продолжали сопротивляться, так как не понимали логики нововведений. К примеру, непонятным выглядел тот факт, что любители футбола без карты могли купить билет куда угодно, включая фан-трибуну хозяев, а Tessera del tifoso нужна была лишь для гостевого сектора. Новшество отложили до 1 января 2010 года.
Роберт Марони: «Протест против Тессеры необоснованный и немотивированный. Я тоже фанат, но люблю здравый смысл, и путь законности является фундаментальным. Любой может свободно выражать свое несогласие, но наше решение – мудрое и справедливое, и мы движемся вперед».
Фанаты активно протестовали. В сентябре в Риме прошел марш, собравший представителей семидесяти ультрас-группировок. Клубы встали на сторону болельщиков, называя Tessera del tifoso проявлением тоталитаризма и жалуясь на расходы, связанные с соблюдением новых требований. Кроме того, они упирали на их неконституционность.
После гибели полицейского в Италии ввели так называемую «Статью №9», где перечислены меры по предотвращению насилия на футбольных матчах. Впоследствии они были ужесточены. Нанесение травм во время спортивных соревнований каралось тюремным сроком от 4 до 10 лет, за баннеры можно было попасть в тюрьму на 1-5 лет, а количество билетов, которые продавались в одни руки, сократили до четырех, хотя раньше можно было купить десять. Самой же ненавистной частью статьи стал запрет на выдачу билетов, карт и абонементов нарушителям, получившим запрет(DASPO) или осужденным за нарушения на стадионе. Этот пункт фактически означал, что все, кто когда-либо нарушал правила, навсегда лишались возможности покупать билеты – а это противоречило конституции страны. Адвокат Лоренцо Контуччи, представлявший интересы многих ультрас, обрисовывал ситуацию так: «Допустим, я зажёг дымовую шашку в целях общего перформанса, а главное управление полиции дало за это мне запрет на посещение стадиона. Потом я вернулся на стадион, а через три года уголовное дело, которое завели после зажигания той дымовой шашки, заканчивается каким-нибудь приговором. С этого момента в течение пяти лет (за вычетом уже года DASPO) я не могу покупать билеты и фан-карты. То есть я получаю очередной запрет, хотя ранее уже понёс наказание. Абсурд».
От Tessera del tifoso к «Меморандуму о взаимопонимании»
Марони перешел на угрозы, обещая клубам, затягивающим процесс внедрения системы Tessera del tifoso, последствия. Его мало кто поддерживал, однако министра это не останавливало. Против инициативы выступали тогдашний президент УЕФА Мишель Платини, известные игроки, президенты клубов. Противники Карты болельщика приводили в пример Англию, где, несмотря на поведение болельщиков, власти не стали вводить никакие идентификаторы. Они отмечали, что на стадионах и так есть камеры, и Tessera del tifoso – уже излишество. Кроме того, введение системы называли свидетельством бессилия правоохранителей в попытках урезонить фанатское сообщество.
Карта болельщика заработала с сезона 2010/2011. Это привело к резкому снижению продаж клубных абонементов, а ведомство Марони отчитывалось о снижении насилия во время футбольных матчей на 90%. Правда, как отмечали фанаты, в реальности это было совсем не так, и уровень насилия оставался прежним.
В 2012 году чиновники все же поняли, что система выстроена некорректно, заставляет фанатов отказываться от посещения стадионов и приносит одни неудобства. Вместо Карты болельщика ввели Fedelity card или Карту лояльности. Федерация обещала, что это ослабит контроль, а новый министр внутренних дел Анна Мария Канчельери считала, что болельщикам нужно пойти навстречу. Марони же констатировал, что «буйные фанаты победили». Карта лояльности не была связана с банковской, в отличие от предыдущего варианта, а система оформления немного упростилась. Однако в 2017 году власти вновь решили пойти на уступки, поскольку посещаемость оставляла желать лучшего. В итоге в Италии был принят «Меморандум о взаимопонимании»: в соответствии с ним карты болельщиков нужны только для матчей, несущих высокий риск для общественной безопасности, или для покупки абонемента на сезон. Сейчас это не инструмент жесткого контроля, а карта привилегий, которые клубы предлагают своим фанатам – скидки на атрибутику и билеты, возможность посещать закрытые мероприятия и так далее.
«Fan ID – убийца футбола»?
С этого сезона в России на некоторых стадионах уже ввели систему Fan ID. Для оформления паспорта болельщика необходимо подать заявку на «Госуслуги», а затем подтвердить личность в МФЦ региона, где базируются клубы РПЛ. После этого паспорт болельщика становится доступен заявителю в виде QR-кода. Это обязательный документ для фанатов от 14 лет. Если система откажет в выдаче Fan ID, данное решение можно будет оспорить, либо подать повторную заявку по истечении полугода.
Российские болельщики уже несколько месяцев последовательно выступают против Fan ID и требуют отменить новую систему. Главный нюанс, с которым не согласны фанаты – это формулировка, согласно которой основанием для отказа в оформлении Fan ID может стать «информация о намерении совершить противоправное действие». По сути, она позволяет отказывать в выдаче документа любому лицу и ущемляет права болельщиков. Посещаемость на матчах РПЛ резко снизилась, а большинство активных болельщиков отказались приходить на стадионы, пока действует Fan ID. Остается только гадать, ждет ли российский футбол «итальянский» вариант, или фанатам придется смириться с нововведениями, и они вернутся к поддержке своих команд.