Всем здравствуйте. Диагноз ЗПР, задержка психического развития у ребенка, означает, что такие функции головного мозга, как память, логика, внимание и мышление не соответствуют возрастной норме и требуют немедленной корректировки.
В этой статье я не буду вдаваться в подробности о причинах возникновения данного заболевания у ребенка, так как они делятся на известные вам 2 группы: биологические и социальные. Об этом я рассказывала множество раз. Мы поговорим о главном:
- В каком возрасте ставят ЗПР
- Кто ставит диагноз ЗПР
- Симптомы ЗПР, как распознать, что у ребенка именно этот диагноз.
- Как лечить ЗПР и как долго длится этот процесс.
1. В каком возрасте могут поставить ребенку ЗПР? В возрасте 4-5 лет у ребенка могут диагностировать задержку психического развития ( максимум до 10 лет). Данный диагноз применим ТОЛЬКО к дошкольникам и младшим школьникам. При грамотной коррекции к 10 годам этот диагноз можно смело убрать.
2. Кто ставит такой диагноз? Психиатр или невролог. Важно отметить, что подтвердить или опровергнуть данный диагноз возможно лишь пройдя ПМПК ( психолого-медико- педагогическая комиссия), куда входят разные специалисты: психиатр, детский психолог, нейропсихолог, невролог, логопед.
Все члены комиссии работают с ребенком и определяют степень имеющихся нарушений. На основании проверки делается заключение о необходимости оказания БЕСПЛАТНОЙ помощи ребенку и необходимости обучения в соответствующем учреждении коррекционного типа. В обычный сад или школу ребенка могут не принять, да и родителям этого не нужно, потому что зная и понимая значение диагноза ЗПР, важно оказать грамотную помощь ребенку, а стремиться догнать сверстников, не нужно бояться осуждающих взглядов со стороны. Проблема есть и ее надо решать. Чужие взгляды вас интересовать не должны, это лишь собьет родителей с верного пути.
3. Сиптомы ЗПР ( примеры)
Начнем с первого, память: ребенок рассеянный, постоянно забывает просьбы родителей и воспитателей, не помнит сюжет только что прочитанного короткого рассказа, не в силах повторить развернутое предложение или несколько отдельно взятых слов. Если положить перед ребенком 3 фрукта и один спрятать, то он с трудом вспомнит, что это было. Игра в мемо представляет собой особую сложность. Ребенок часто теряется и боится толпы людей.
Второе, логика и мышление: ребенок с трудом справляется с заданиями, где необходимо разложить пазлы-половинки, разгадать загадки, уровень мышление отстает на год и более. Не может собрать целое из частей, выстроить логическую цепочку ( например, что было и что стало), долго думает над вопросами "кто что ест", "кто где живет", не может найти лишний предмет из предложенной цепочки и т д.
Внимание: у ребенка часто отмечается апатия, слабость, вялый характер, он не в силах сосредоточить надолго свое внимание на каком-либо виде деятельности. Если у него что-то не получается, то бросает и уходит заниматься иным делом. Ребенок не может найти одинаковые картинки, определить сходства и различия, найти спрятанные предметы на едином изображении и т.д
Эмоционально-волевая сфера ( если говорить простым языком, это умение ребенка справляться со своими эмоциями, вести себя сдержанно и согласно правилам, уметь подстраиваться под окружающие условия, сдерживать негативные эмоции, доходить до конца, не бросая начатое дело). Вот с этим делом у детей с ЗПР большие проблемы. Как это выражается в поведении:
- Ребенок не умеет играть в сюжетно-ролевые игры. Не следует сюжету и мгновенно все бросает, стремится заниматься более простыми вещами.
- Ребенок очень агрессивен и если не удается справиться с поставленной задачей, то готов все разбросать и уйти.
- Частые капризы и истерики.
- Незрелая моторика ( ребенок не умеет ходить в горшок или пользоваться унитазом, не ест ложкой сам и не пьет из кружки. Не умеет сам одеваться или раздеваться)
- Не имеет стимула к окончанию начатого дела ( часто отвлекается на посторонние шумы, не сидит на месте, моментально переключает внимание на что-то другое и теряет интерес к деятельности).
4. Коррекция ЗПР и длительность. Безусловно, все зависит от возраста ребенка и степени запущенности, однако минимальное количество времени составляет 9 месяцев при регулярных занятиях хотя бы 2-3 раза в неделю ( и + постоянной активности со стороны родителей). Что входит в корреционные занятия?
- Занятия с логопедом, так как речь у ребенка с ЗПР останавливается на том же этапе, где и психика. То есть если ребенку 4 года, а он ведет себя как 2 или 3 летний ребенок, то словарь ограничен, пассивный словарный запас также, плюс имеются нарушения произносительной стороны речи ( но не критичные). Наравне с активизацией психических функций будет пасти уровень овладения родным языком.
- Задания на развитие памяти, логики, внимания и мышления.
- Работа с психологом по коррекции поведения ( эмоционально-волевая сфера)
- Работа с нейропсихологом для развития крупной моторики, умения управлять собственным телом в пространстве.
- По необходимости невролог назначит ряд препаратов, улкчшающих кровоснабжение головного мозга.
- Дополнительно: массаж, ЛФК, музыкотерапия, сказкотерапия, занятия по развитию мелкой моторики ( эти занятия можно проводить дома, рисуя с ребенком, выполняя аппликации, работая с пластилином)
☝Напоминаю: только ранняя корректировка и помощь ребенку принесет результат, и в дальнейшем вам удастся избежать более неприятного диагноза, как умственная недостаточность.
💼Для моих дорогих подписчиков я подготовила "Зеленый чемоданчик", в котором собраны:
- Конспекты занятий с детьми с ЗПР
- Обучающие программы для детей с ЗПР
- Книги и пособия по тематике "Задержка психического развития у детей"
Отправляю всем👍Оставьте комментарий с электронной почтой, куда необходимо прислать архив с документами.