Это крик души, констатация типичной ситуации и попытка найти из неё выход. Ситуация знакома всем семьям, имеющим детей…
Наступает момент, когда им приходит время отправлять своих чад в школу. Их ждет целая жизнь длиною в девять или одиннадцать лет. И начинается эта жизнь у большинства ребят с проблем, которые возникают из-за НЕПОДГОТОВЛЕННОСТИ. Я имею в виду совсем не умение читать, писать, считать, хотя это, конечно, тоже важно. Речь о настрое ребенка, готовности его войти в новые условия жизни под названием школа, и о том, как родители могут помочь или навредить своему чаду.
Из-за негативной информации, смакуемой некоторыми нашими СМИ, школьные учителя предстают некими монстрами, заставляющими детей жить по почти «тюремным» законам и правилам (самый яркий пример – «обыск» перед ЕГЭ). Конечно, у «жареных» сюжетов потребителей немало, и среди этой аудитории - дети, слушающие далеко не лестные отзывы о школе от медиаперсон, соседей и даже родителей.
Нередки случаи, когда папы и мамы из-за обид на своих бывших учителей формируют у детей негативный настрой, и педагог для ребенка изначально становится страшным человеком, от которого постоянно надо ждать проблем. Или наоборот, учителя представляют чуть ли ни как ангела, который возьмет за ручку и легко поведет в страну знаний. Зачем эти крайности?
Представим ситуацию, что у учителя совсем не ангельский голос, а требовательный, громкий. Он заставляет сесть за парты, не мешать слушать другим и быть внимательным самому. И с первого дня миф об учителе-ангеле разрушен. Вывод ребенка: в школе плохо, а родители обманули. Желания идти учиться нет.
Другая ситуация. Учитель улыбается, рад встрече с детьми, задает вопросы, всячески пытается построить доброжелательные отношения. А ребенок наглухо закрыт. Родители же сказали, что закончилось его детство, сейчас он хлебнет в школе, жизнь медом не покажется…
Понимаю, что сейчас уже некоторые из читателей с возмущением констатируют: «Ну вот ещё одна училка пытается защитить своих…» И вы ошибаетесь. Моя цель – защитить детей от цинизма и недальновидности нас, взрослых. Что я предлагаю?
Пожалуйста, ответьте на простой вопрос: «Зачем мы отправляем детей в школу?» Естественно, чтобы ребенок развивался и умственно, и морально, и физически. А для этого необходимо получать постоянно новые знания об окружающем мире, формировать умения выполнять разные виды работ. Поэтому учителя призывают слушать на уроках и не мешать другим; требуют для закрепления знаний и навыков выполнять домашние задания; запрещают приносить в школу то, что может навредить самому ребенку и другим детям; «треплют нервы» родителям, если видят признаки того, что дома не хватает контроля или наоборот давление слишком жесткое.
А теперь на секунду представьте, что учителя перестанут это делать. Что будет? Вы скажете, что они этого сделать не смогут. Да. Это их работа. Учитель – это ЧЕЛОВЕК, работающий в СИСТЕМЕ образования, в которой существуют свои законы и правила, которые способны устаревать, терять актуальность, быть ошибочными. Педагоги, опираясь на свой опыт, пытаются действовать в интересах ребенка. Но они люди и тоже могут совершать ошибки. Школа – это не идеальный мир, а обычная жизнь.
В школе ребенок тоже оказывается в СИСТЕМЕ. Для него учеба – это тоже работа. А учитель – это помощник, который может помочь выбрать нужное направление развития; подсказать, как можно исправить ошибку; акцентирует внимание на том, что по-настоящему очень важно, а что второстепенно. Именно ПОМОЩНИК, который учит, как в этой СИСТЕМЕ получить знания и умения. Конечно, насколько такая «работа» понравится ребенку – зависит во многом от таланта и опыта учителя, а также мудрой помощи и поддержки родителей.
Беседуя со своими учениками и их родителями на тему взаимоотношений учеников и преподавателей, часто выслушиваю возмущения, обидные высказывания в адрес учителя. И тогда подключаю «ролевое перевоплощение». Предлагаю ребенку или родителю оказаться на месте учителя и описать свои действия и слова в этой ситуации. Результат, конечно, бывает разный. Но многие задумываются. И это радует. Это уже маленький результат. И тогда я предлагаю ещё один вопрос: «На каких примерах (чужих людей) мы учимся: положительных или отрицательных?» Можно поспорить на эту тему, но вывод будет очевидным, его давно сформулировали наши предки: КАЖДЫЙ человек на твоем пути не случаен. Это твой УЧИТЕЛЬ. А чему научиться на его примере – решаем мы сами.
Что же в итоге? Если мы хотим, чтобы ребенок рос сильным и уверенным в себе, не стоит пугать его «страшилками» или вводить в иллюзии. Мудро поможем ему пройти этот путь в 9-11 лет, проговаривая вместе сложные ситуации, не зацикливаясь на оценках, не сравнивая с другими, а радуясь ЕГО успехам, новым результатам. Важно именно ГОВОРИТЬ, СЛУШАТЬ, ПОНИМАТЬ, ПОДДЕРЖИВАТЬ, а не откупаться дорогими гаджетами, новыми загруженными играми и т.п. Но это уже другая история. Не менее важная и болезненная в наши дни.
А для вас эта проблема актуальна? Что вы думаете по этому поводу?
#родители #дети #решение проблем #онлайн школа #психология #учитель #образование