Все, что показывают на подиуме - это Высокая мода?
Думаю, многие до сих пор не понимают, чем отличаются подиумные коллекции, и почему далеко не все, что мы видим на разных Неделях, заслуживает гордого звания Haute Couture.
Высокая мода предполагает как минимум ручные обработки, и раз уж недавно я рассказала о них на примере моего ателье, думаю, самое время взглянуть в сторону Парижа и расставить все точки над i в вопросах Высокой и не совсем моды. Чтобы вы почувствовали разницу, начну с…
Ready-to-wear (или по-французски pret-a-porter) - это одежда, готовая к носке. Она отшивается на усредненную фигуру по стандартным лекалам в больших тиражах. К примеру, если у марки - 100 бутиков по всему миру, в каждый из них поступит сезонная коллекция в полной размерной линейке. Такие тиражи выполняют крупные фабрики (в основном Китая и Вьетнама).
Ready-to-wear зачастую делится еще на две категории:
- ‘Люкс’ (более дорогие ткани, самые модные тенденции, одежда как для повседневной носки, так и для торжественных случаев)
- Вторая линия - к примеру, молодежная (цена - ниже, ткани - проще, цель - повседневная носка)
Скажем, вещи, выпускаемые под брендом Giorgio Armani, относятся к основной линии, а вот все, что выходит под брендом Emporio Armani, рассчитано на более молодую аудиторию в возрасте от 20 до 35 лет.
Что же такое Haute Couture?
В отличие от Ready-to-wear, за одеждой уровня Haute Couture невозможно просто зайти в бутик, она шьется только на заказ, причем таких повторов может быть изготовлено не больше 5 (у некоторых брендов - 10). Все-таки смысл не только в ручной работе, но и в эксклюзивности. Правда, еще 50 лет назад повторов кутюрного платья могло быть не большое трех при условии, что все они будут отправлены в разные страны.
Цена кутюрного изделия начинается от 10 000$ и доходит до 1 000 000$ (если в расшивке используются драгоценные камни).
Получается, любой бренд может создавать как одежду Ready-to-wear, так и Haute Couture?
Нет, люксовых тканей и ручных обработок недостаточно. Прежде всего, необходима сертификация французской федерации Fédération française de la couture, которая регулирует и контролирует отрасль кутюр. Если ее нет, юридически бренд не может употреблять термин Haute Couture по отношению к своим коллекциям.
Какие условия нужно выполнить, чтобы получить сертификат?
- Производство - в Париже
- Не менее 15 штатных сотрудников
- Еще 20 штатных технических сотрудников, которые работают на постоянной основе
- У каждого сотрудника должен быть полноценный рабочий день в ателье в Париже
- Количество ручных обработок должно составлять минимум 70%
- Коллекция должна содержать не менее 50 оригинальных образцов и состоять как из дневной, так и вечерней одежды
- Представлять коллекции необходимо два раза в год - в январе и в июле
Первый свод правил Haute Couture был принят в 1945 году, второй - отредактированный - в 1992-ом. Возможно, вскоре мы увидим третью версию - в будущем планируется добавить такой критерий как устойчивость (использование более экологичных материалов, справедливая оплата труда во всей цепочке и следование принципам циклической экономики).
И еще кое-что важное: как правило, чтобы изделие могло претендовать на звание Haute Couture, необходимо провести как минимум две примерки. Сейчас мир моды ищет альтернативу физическим примеркам: 3D, онлайн и даже создание персонализированных макетов клиентов, чтобы они могли не приезжать на примерки лично.
Согласно данным Vogue Business, в мире насчитывается около 4 000 клиентов, которые заказывают одежду Haute Couture. Для сравнения - в 1947 году их было около 20 000. Казалось бы - огромное падение, но не спешите с выводами…
Кто заказывает одежду Haute Couture?
Как это ни удивительно, основная аудитория - миллениалы (то есть достаточно молодые люди, родившиеся в период с 1981 по 1996 год и встретившие новое тысячелетие в юном возрасте). Раньше кутюр был развлечением гранд-дам, но теперь им очень интересуются миллениалы. Изменилась и манера покупки: раньше один клиент мог заказать порядка пяти нарядов, теперь - двадцати и даже сорока! И это при том, что одно платье может потребовать 6 000 часов ручной работы, а ждать его придется до 1 года!
Лучше всего кутюр покупают в Лондоне, Америке, Дубае и Японии.
По словам ливанского дизайнера Рабиха Кайруза, основные клиенты: ‘Дочери и жены влиятельных бизнесменов, знаменитости, певцы, актрисы, балерины, редакторы, которые работают в области моды, и блогеры’.
Как происходит процесс заказа?
На показе собираются клиенты, отмечают понравившиеся модели, делают заказ в ателье, а затем несколько раз приезжают к дизайнеру для детального продумывания кастомной вещи. Личные встречи с дизайнером очень оправдывают баснословные цены для клиентов.
А как насчет брендов, которые находятся за пределами Парижа? Почему их коллекции тоже считаются Haute Couture?
В настоящее время существует 18 модных Домов Haute Couture, которые отвечают всем правилам и работают в Париже. Здесь - такие имена, как Chanel, Dior, Givenchy, Balenciaga, Balmain, Giambattista Valli, Jean-Paul Gaultier, Schiaparelli…
А как же арабский волшебник Elie Saab, голландская сторонница новых технологий Iris Van Herpen и ее соседи - эпатажный дуэт Viktor & Rolf?
Для них была придумана специальная категория - члены-корреспонденты. Сюда же, кстати, относятся Versace, Azzedine Alaia, Fendi, Armani Prive, Ulyana Sergeenko и Valentino.
Существует и третья категория - гости. К ней относятся, к примеру, китаянка Guo Pei, индиец Rahul Mishra, ливанец Zuhair Murad, англичане Ralph & Russo и еще около 15 дизайнеров и брендов.
Понравилась статья? Делитесь ею с друзьями в соцсетях и подписывайтесь на мои аккаунты в VK и INST (принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где вас ждет большая галерея работ и множество полезных материалов про моду и мир шитья!