Раннее утро. Косые лучи восходящего солнца оставляют длинные причудливые тени на серых каменных плитах, окрашивают скалы в приятные розовые тона и делают ещё более рельефной их шершавую, изьеденную временем поверхность. Не смотря на утреннюю прохладу, камень теплый. Это тепло ощущается и когда прикасаешься к нему рукой, и когда просто стоишь рядом.
Это Горячая гора.
В ранние утренние часы, когда каменистые тропки безлюдны, прогулки по склонам и гребню этого огромного каменного языка особенно приятны. Первозданная тишина, прозрачный воздух, особая игра света и тени задают особый настрой и позволяют заметить детали, при других условиях неразличимые.
Горячая гора - самый южный отрог Машука, возникший вдоль дуги тектонических разломов, что тянутся от от озера Провал и до начала улицы Теплосерной. Разломы эти появились в результате подъёма огромного блока осадочных пород, образовавших купол горы Машук. Глубина образовавшихся трещин достигает 300 метров. С этой глубины поднимаются минеральные воды, которые горячими ключами выходят на поверхность земли. Растворенные в воде минералы оседают на поверхности земли и покрывают твердой солевой коркой почву, камни, ветви и корни деревьев и образуют отложения травертина или известкового туфа.
На Горячей горе природа ничего не скрывает от человека и любой, кто поднимался по лестнице к скульптуре "Орел" наверняка видел в скале, на которой она установлена трещину. Из нее выходит сероводород, а кристаллики серы падают рядом, по краям трещины. А ниже трещины, там где расположен каптаж Александровского источника, вытекающая вода оставляет на ступенях соляной след - формирующийся травертин.
И таких мест на здесь много. Через них Гора сама рассказывает людям о своей природе, происхождении и истории. Здесь же рядом с трещиной, на той же самой скале можно увидеть застывшие подтёки, которые год за годом наслаивались один на другой и формировали травертиновый утес.
А если использовать не только глаза, но и несложные технические приемы, например, бурение, то можно узнать историю всей Горы. В 30 - 40-е гг. ХХ века выяснилось, что гора имеет 7 слоев травертина, между которыми расположены прослойки речных и эоловых (ветровых) отложений.
Вырисовывается интересная картина.
Около миллиона лет назад в районе современного парка Цветника из земли стали бить первые минеральные источники. Никаких цветов в этом парке ещё не росло, да и самого парка тогда не наблюдалось, зато по Кавказской земле парами и поодиночке, а то и целыми стадами бродили ископаемые южные слоны высотой более 4-х метров и их карликовые сородичи - тоже слоники, но не более 1,2 метра в холке. Недолго им оставалось щипать густую траву первобытных саванн, потому что и на далёком севере, и на близком высокогорном юге заблестели первые ледники. Близился ледниковый период.
Горячие источники тоже вскоре прекратили свое существование. Возможно вода нашла себе выход на другом склоне Машука, а возможно и совсем исчезла. Студеные ветра приледниковых степей стали заносить пылью и песком тонкий слой образовавшегося травертина.
А потом, то-ли звёзды снова удачно сложились на небе, то-ли какие-то другие более приземленные факторы оказали влияние, но спустя время источники опять вернулись на южный склон Машука. Песчаные и пылевые отложения перекрыл многометровый слой травертина. А потом источники снова иссякли...
И так продолжалось семь раз.
Каждый цикл длился многие тысячелетия, ледники наступали и отступали. Менялся климат, растительный и животный мир. Судя по отложениям, южное подножье Машука не только заносило песком, но и затапливало речной и озерной водой.
Последний, самый верхний слой начал формироваться уже после окончания ледникового периода. Травертин здесь более рыхлый, а находки ископаемых животных в его толщах отсутствуют. Так что нам с вами повезло и мы живём в то удачное время, когда Машук делится со всеми живыми существами своими подземными благами.
В результате этих сложных процессов образовался огромный скальный массив мощностью 60-80 метров, длиной 1200 и шириной 150-250 м. с уплощенным гребнем, чем-то напоминающий вытянутый изогнутый язык. Северный склон его довольно крутой, но по нему ещё можно подняться и даже деревья как-то умудряются цепляться корнями за камни, а южный, обращённый в сторону улицы Теплосерной - сплошная голая и почти отвесная скала.
Внутреннее строение Горячей горы, поэтому, очень сложное. Тело скального массива не только слоистое, оно ещё и расколото вертикальными тектоническими трещинами. Более того, травертин легко размывается водой, которая образует в толще породы многочисленные пустоты, каналы и целые подземные пещеры. И все это, вдобавок, находится в постоянном движении, ведь горообразовательные процессы на Кавказе не прекратились, а район Пятигорья ещё и находится на пересечении 2-х широких полос разломов, одна из которых проходит параллельно цепи Большого Кавказа, а другая - перпендикулярно ей отходит от Эльбруса на северо-восток. И если на Кавказе самый тектонитчески активный участок местности это наше Пятигорье, то в самом Пятигорье самой активной точкой будет Горячая гора.
Безумно сложная и динамичная получается система, ее даже можно сравнить с кровеносной системой человека!
Скажу даже больше. Пустоты и пещеры, разломы и трещины в своей совокупности образуют трехмерную фрактальную фигуру.
Представьте себе ветвящееся до бесконечности дерево с немыслимым числом ветвей, отростков и побегов - это и будет фрактал. А здесь, в недрах Горы тоже самое, только наоборот - вместо ветвей пустоты, образующие геометрическое пространство с другим числом измерений, не таким как на поверхности земли. И если вдруг попадешь в такой лабиринт, то где выйдешь? На берегу Подкумка? Или...на другом конце Вселенной?
А как время будет себя вести в таком странном пространстве? Ускорится или замедлится, или вообще остановится на месте?
Похоже, что я и сам сегодня столкнулся с подобной временной аномалией. Когда я вышел к самому основанию Горы, был уже вечер. Заходящее солнце посылало свои последние лучи этому миру и наполняло окружающее пространство золотистым сиянием. Куда-то делся целый целый день. Возможно, что эти часы просто выпали из реальности, а может быть их на самом никогда и не было. Трещины на камнях стали длиннее и глубже, а тени деревьев сплели сложный и запутанный узор, напоминающий замысловатую вязь невероятно древнего письма, забытого потомками, которые и сами давно канули в Лету.