Найти тему
Коммерсантъ

Магазины почувствовали пустоту

Посещаемость ТЦ в Москве упала до четырехлетнего минимума. В августе трафик оказался на 15-20% ниже, чем в тот же период прошлого и позапрошлого годов. По сравнению с 2019-м показатель просел почти на 40%. Такие данные компаний «Антивор» и Focus Technologies приводит РБК. Привлечь посетителей, как писал ранее “Ъ”, не удалось и в открывшиеся магазины иностранных брендов. В начале месяца в нескольких торговых центрах Москвы временно возобновили работу точки шведской сети H&M. Но ажиотаж, как отмечало издание, оказался недолгим.

   Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

“Ъ FM” спросил у арендаторов, почувствовали ли они снижение потока и как это отразилось на выручке:

Руководитель международной сети активных развлечений «Клаустрофобия» Владимир Жиганов: «Если сравнивать август 2019 и 2020 годов, падение составило более 40%, то есть трафик ТРЦ упал практически наполовину. Выручка стрит-ритейловских точек у нас превышает 25-27% по сравнению с июнем, июлем и августом 2019-го. Первая причина — уход брендов. Вторая — развитие сферы e-commerce. Плюс на четвертый квартал 2022 года будет порядка 800 тыс. свободных коммерческих площадей. Соответственно, ТРЦ тоже начнут терять свой трафик, поскольку в ряде случаев он связан с посещаемостью офисов. Все это немножко поменяло нашу стратегию. Мы начинаем меньше верить в торгово-развлекательные центры. У нас падает выручка, в 2022 году мы, можно сказать, ни рубля не проинвестировали в постройки новых локаций в ТЦ. А вот стрит-ритейл мы расширяем».Гендиректор Finn Flare Ксения Рясова: «Трафик действительно падает — цифры зависят от региона — где-то на 2%, где-то на 14% по сравнению с августом 2021 года. Если сопоставлять с августом 2019, все еще печальнее. Единственное, что растет, — это конверсия, потому что ушли конкуренты. Больше зашедших в магазин людей что-то покупает — в этом плане все нормально. У нас есть рост выручки к 2021 году, но трафик с марта падает. Жара в некоторых регионах, которая нетипична для конца августа, не способствует росту спроса на осеннюю коллекцию, а на лето уже все купили — никому особо не надо. Основные деньги приносят распродажи. Я думаю, люди просто начали беречь средства, потому что неизвестно, что будет дальше. Наверное, основная причина в этом».Директор модного дома Raschini Сергей Викулин: «Трафик упал, по нашим данным, наверное, процентов на 15. Во многом это связано с тем, что потребление и поток в большей степени зависят от атмосферы. То есть у нас потребление больше праздничное, основанное на определенных эмоциональных составляющих, которые в данный момент охарактеризовать как положительные достаточно сложно».

В Российском совете торговых центров, впрочем, заявили “Ъ FM”, что в августе посещаемость средних и крупных ТЦ почти сравнялась с прошлогодней. С началом учебного года трафик должен вырасти, но вряд ли он сможет догнать показатели прошлого года, говорит президент совета торговых центров Дмитрий Москаленко:

«Так называемый мертвый сезон, когда все уходят в отпуска, одна коллекция на распродаже, а вторая еще не завезена. Было не очень здорово июнь—июль, но первая неделя августа была соизмерима с 2021 годом, чуть-чуть поменьше. На второй неделе пошел рост где-то от 50 тыс. кв. м. По отдельным объектам наблюдаем прирост процентов на 10.

Все-таки люди начинают готовиться к школе. Закончится сезон отпусков, будет смена коллекций, и очень рассчитываю, что добавится 10% к августу. Не берусь сказать, что это будет плюс 10% к осени 2021 года, потому что глобально больших изменений нет, за исключением открытия H&M. А так, может быть, и 2021-й догоним».

Сейчас владельцы торговых центров стараются пересмотреть концепции объектов для того, чтобы восстановить трафик, отмечают собеседники “Ъ FM”. Однако ни одна из стратегий не способна решить эту задачу, считает генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых:

«Zara, H&M, Victoria’s Secret привлекали кучу народа — они незаменимы. Нельзя открыть "Ивановский трикотаж" и сказать: молодцы, ребята, давайте ходить сюда.

Разместить там какой-то развлекательный зал тоже не вариант, поскольку в больших торговых центрах их уже и так достаточно, и работают они на максимум привлечения трафика, какое могут организовать. Появится, например, вместо H&M океанариум, но это совершенно другая аудитория. Может, это будет большой фитнес-клуб, развлекательный центр с боулингом, концертная площадка или какие-нибудь квест-румы.

Но опять же это все не то. Сделали мы, допустим, офисы на третьем этаже. Если у вас там раньше были магазины, а вы взяли и перенесли их на второй в освободившиеся площади, а третий сдали под офисы, на трафик это не повлияет. Окей, у вас хотя бы сданы площади, и вы получаете какую-то копеечку».

В конце июня Госдума приняла законопроект, который позволит торговым центрам досрочно расторгнуть договор с иностранными брендами, если те связаны с так называемой недружественной страной. Он касается компаний, которые платят за аренду 1% с оборота, и ситуаций, когда, например, магазин приостанавливает работу, но продолжает занимать помещение.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru