Образ вампира менялся с течением времени. Менялся так, что порой современные представления о кровопийцах стали совсем иными, чем они были, скажем несколько столетий назад. Канал "Мир фэнтези" предлагает вам увлекательное путешествие в прошлое, чтобы показать, как менялся образ вампиров с течением времени.
Вампиры античного мира
В древнем мире назвать первым кровопийцей (с большой натяжкой) можно демона Шезму из древнего Египта. С вампирами его роднил титул "Убийца душ" и "Демон винного пресса". Кровь он не пил, но занимался куда более странным извращением с ней (хотя древним египтянам сия затея была по нраву): отрубал головы преступникам по приказу Бога Осириса и после давил эти головы на прессе, чтобы давить из них, цитата, "красное вино", которое праведные умершие египтяне с удовольствием пили. Поскольку это наиболее древнее упоминание кровопийц, то Шезму там играл роль скорее инструмента для получения крови, чем был вампиром, однако пикантности добавляет тот факт, что Шезму в Египте пользовался любовью, популярностью и злым не считался.
Древнегреческая Ламия сменила немало ипостасей (от мифологической богини до абстрактного роя насекомых), прежде чем более-менее устоялась в виде чудовища, пожирающего детей. Почему-то ее любят упоминать как вампира, хотя целенаправленно кровь она не пила.
Древнегреческая Мормо была спутницей Гекаты, которая пугала и кусала плохих детей , позже трансформировалась в классического вампира, хотя этот образ и отходит от классических мифов.
Эллада подарила миру такое явление, как Стриксы - в разных мифах меняющихся от "непонятных птиц, предвещающих беду", до ужасных "сов-вампиров", имеющих скверную привычку нападать на младенцев, потрошить их и пить их кровь. Впоследствии Стриксы мутировали в "стриг", породив целый сонм родственной нечисти, а также стали еще в древней Греции возможными ипостасями ведьм, умеющих превращаться в страшных сов.
Полноценным вампиром Античности стала Эмпуса, верная спутница богини Гекаты, которая действовала канонично, стереотипно и предсказуемо - являлась в виде прекрасной девушки, очаровывала юношей и потом выпивала всю их кровь. Помимо этого как уважающий себя вампир, Эмпуса умела менять облик.
Вампиры Средних веков
Многочисленные упыри, вурдалаки (само слово возникло с легкой руки Пушкина, кстати, и является неологизмом), гули и заложные покойники сведены в общую категорию - это либо люди, умершие и неправильно похороненные, либо несправедливо убитые, либо они при жизни были откровенно нехорошими - колдуны, убийцы, насильники и прочие девиантные личности. Связь с летучими мышами у них необязательная - основная масса была скорее живыми мертвецами, чем кровососами, хотя именно из средневековых легенд мы находим упоминания, что для них главным было именно попить человеческой крови, хотя гули, например, могли сожрать человека целиком.
Общая тенденция у вампиров средних веков - это тотальное несоответствие текущим стандартам. Вместо бледных красавцев-аристократов, умеющих превращаться в летучую мышь или что-то другое, вампиры настоящие, классические, были ожившими мертвецами (упырь, вурдалак, нахцерер), либо откровенно страшными тварями (гуль). У цыган даже встречались сообщения о тыквах-вампирах, как бы комично это не звучало, можете сами проверить!
В борьбе с этими порождениями зла помогала Церковь - распятия, свечи за упокой, святая вода. И именно в эти времена возникла вера в то, что от вампиров помогает чеснок и осиновый кол.
Новое время
В Новое время вера в вампиров за счет прогресса стала ослабевать, но никуда не пропала. История сохранила интересный случай, произошедший в 1732 году - гайдук Петар Благоевич в возрасте шестидесяти двух лет умер в деревне Кисилево (территория современной Сербии), однако через несколько недель как ни в чем не бывало восстал из мертвых и пару раз заходил домой к сыну, требуя еды. Сын такому возвращению родного отца из могилы оказался не рад и был за это Благоевичем убит. Вскоре кровопийца снова вернулся в деревню и стал нападать на местных жителей, суммарно выпив кровь и лишив жизни девятерых, после чего исчез.
Были и другие аналогичные случаи. Это могло бы быть легендой, если бы не было тщательно задокументировано в истории и в официальных документах. Проводились расследования, издавались книги, велись жаркие научные дискуссии, а целое поколение сербские крестьяне вовсю раскапывали могилы и пригвождали трупы осиновыми кольями. В итоге дело приняло настолько серьезный оборот, что австрийская императрица (под патронажем которой была на тот период Сербия) отправила своего личного доктора исследовать все эти случаи и утихомирить общество. Неизвестно, что сделал доктор, однако он написал работу, в которой опроверг существование вампиров, а императрица издала специальный закон о запрете выкапывания трупов, отсекания им голов и прочего. Страсти утихли.
Что это было - до сих пор остается загадкой, однако с научной точки зрения все вспышки вампиризма были суеверием, а смерти людей - болезнями. К слову, доктор стал прототипом Ван Хельсинга.
Современность
Современные представления о вампирах полны противоречий и имеют мало общего с традиционными представлениями. Вампиры стали слащавыми, метросексуальными и достаточно однотипными, хотя местами их показывают и монстрами.
В целом, вампир современности полностью отличается от своих исторических собратьев, и чем дальше углубляться в историю, тем сильнее различие.